Данная система явилась прообразом современной судебной системы судов общей юрисдикции.
Институт мировых судей в Российской Федерации был воссоздан после 1996 года, после принятия Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”, в статье 28 которого закреплялся статус мирового судьи, как суда первой инстанции по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел в пределах своей компетенции.
Мировые судьи рассматривают гражданские дела (имущественного и не имущественного характера, при имущественном споре цена иска не должна превышать пятидесяти тысяч рублей), уголовные дела (категории дел сроком лишения свободы не выше трех лет) и административные дела.
О статусе судей в Российской Федерации», от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», федеральными законами от 17.12.1998 «О мировых судьях в Российской Федерации», от 30.05.2001 «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», от 14.03.2002 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Анализ этих базовых нормативных актов позволяет выделить следующие характерные черты судебной системы:
— единство судебной системы;
— зависимость судебной системы от государственного устройства;
— учет административно-территориального устройства субъекта Федерации и численности населения;
— построение судебной системы с учетом компетенции судов;
— наличие судебных инстанций и звеньев судебной системы.
Действующая судебная система построена в первую очередь на принципе федерализма.
Григонис полагает, что «мировые судьи как суды субъектов РФ не могут быть каким-либо звеном судов общей юрисдикции».1,с.25
Вряд ли следует соглашаться с подобными суждениями. Они противоречат основополагающей идее единства судебной системы и влекут за собой изолированность мировой юстиции.
Литература:
При заключении мирового соглашения стороны судебного процесса должны предусмотреть порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.
Как и в районных судах, так и в судах мировых существует понятие предварительного судебного заседания. Это специфическая процедура, благодаря которой решаются некоторые аспекты дела.
Ведение судебного разбирательства мирового судьи регулируется нормами гражданского судопроизводства России. Дело в среднем (если не имеется иных обстоятельств, влияющих на сроки) рассматривается судьей в течение двух месяцев непосредственно с момента поступления иска в суд.
Они также занимаются вопросами аренды жилья, семейными спорами и др.
История мировых судов различается в зависимости от страны, но их общая цель заключается в обеспечении доступа граждан к справедливому разбирательству в мелких и рутинных правовых вопросах, чтобы судебная система более эффективно функционировала и была доступной для всех слоев населения.
Компетенция и задачи мирового суда могут различаться в зависимости от страны и её законодательства, но в целом мировые суды имеют следующие основные функции и задачи:
РФ;
— Суд по интеллектуальным правам.
Упразднение Высшего арбитражного суда РФ в 2014 г. возложило дополнительные полномочия на Верховный Суд РФ, который теперь не относится к судам общей юрисдикции. Верховный Суд Российской Федерации (статья 126 Конституции РФ) является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.
Судебная система основана на принципе специализации судей, а не судов, поэтому в России отсутствуют ювенальные суды, административные, торговые, налоговые, их наличие существенно изменило бы судебную систему в сторону её расширения и увеличения численности судей.
Компетенция мирового суда определяется законодательством конкретной страны и может варьироваться.
Улан-Удэ единолично рассматривает гражданские, уголовные дела, административные дела и дела об административных правонарушениях в качестве суда первой инстанции, а также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых ими в первой инстанции и вступивших в законную силу.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
11 ноября 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
2 декабря 1998 года
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 50-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.11.2004 N 142-ФЗ, от 30.11.2004 N 144-ФЗ,
от 14.02.2005 N 2-ФЗ, от 05.04.2005 N 33-ФЗ, от 11.03.2006 N 36-ФЗ,
от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 22.07.2008 N 147-ФЗ, от 11.02.2010 N 6-ФЗ,
от 08.12.2010 N 338-ФЗ, от 23.12.2010 N 370-ФЗ, от 18.07.2011 N 240-ФЗ,
от 02.10.2012 N 164-ФЗ, от 25.12.2012 N 269-ФЗ, от 04.03.2013 N 20-ФЗ,
от 21.07.2014 N 276-ФЗ, от 05.04.2016 N 103-ФЗ, от 18.04.2018 N 76-ФЗ,
от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 05.04.2021 N 63-ФЗ, от 01.07.2021 N 284-ФЗ)
(см.
В резолютивной части кратко описывается название иска, итог по делу, указываются нормативно-правовые акты, на которые ссылается судья, в мотивировочной части решения приводится аргументация принятого решения. Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке.
Процессуальное законодательство выделяет и разделяет виды актов, принимаемых судьей, а также виды и порядок осуществления процессуальных действий, проводимых судом. Определение и постановления по делу подлежат вручению всем сторонам, участникам рассмотрения дела.
Предварительное заседание мирового суда протоколируется секретарем судебного заседания.
Статьей 229 ГПК РФ определен порядок ведению протокола в суде по определенным категориям дел. В ходе судебного разбирательства также ведется протокол, окончательный которого готовится в течении трех дней.
Адреса и контактная информация всех судебных участков по субъектам Российской Федерации.
Мировые судьи Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.