Иногда мне кажется, что с нефтянкой мы играем в анекдот про корову, решая, что нужно сделать, чтобы она давала больше молока и меньше ела – меньше кормить или больше доить. Исход для коровы в обоих случаях неприятный. Вот чтобы этого не произошло, нужна была какая-то мера, которая позволила бы нефтяной отрасли продолжать эффективно работать. Такой мерой стал демпфер.
Он является одной из мер поддержки нефтепереработки в условиях изменения налоговых режимов, которые подразумевают постоянный рост фискального давления на добычу внутри страны и отмену ранее существовавших льгот, стимулировавших развитие нефтеперерабатывающих мощностей. Кроме того, демпфер также является своего рода гарантией сдерживания роста розничных цен не выше уровня инфляции.
Процесс происходит при атмосферном давлении и закрытой емкости, в которую установлена газоотводящая трубка. При нагреве из нефти начинают испаряться летучие составы: Температура от 35 до 200 °С — получаем бензин.
Этот способ подразумевает нагревание сырья. Каждая фракция жидкости начинает испаряться при определенной температуре.
Ниже всего этот показатель у углеводородных газов, а самый высокий — у мазута.
Процесс перегонки происходит в специальных колоннах. Образующиеся пары конденсируют по отдельности на разных уровнях. В результате получаются топливный дистиллят и остатки, которые затем используются для других целей.
При прямой перегонке объем произведенного бензина составляет 20–25 % от первоначальной массы сырья.
Такое топливо имеет октановое число от 92 до 95.
Пример. Плотность нефти — 900 кг/м³.
Однако, бензин дешевел лишь на непродолжительное время весной 2015 года.
Летние ценники на заправках вновь огорчили автомобилистов. Сегодня средняя стоимость бензина в России Аи-92 – 33.88 рублей, средняя стоимость бензина в августе 2014 года составляла 31 рубль. Цены на бензин за год должны были упасть незначительно, но даже этого не произошло.
Почему?
Еще один компонент цены бензина – акциз на топливо. Доход государства от реализации топлива составляет 28% от стоимости продукта. На протяжении двух последних лет акцизная ставка для автомобильного топлива (без класса) росла плавно с 10,1 тысяч рублей за тонну в январе 2013 года до 11, 1 тысяч рублей за тонну в декабре 2014.
В этом году был осуществлен резкий скачок акцизной ставки на бензин.
С января 2015 года акциз (без класса) составляет 13,3 тысяч за тонну.
Для последующего насыщения рынка придется резервировать средства, модернизация производства должна быть и она будет, добыча прекращаться не должна до тех пор, пока человечество не найдет альтернативных способов выработки энергии, при которых нефть и другие полезные ископаемые будут не так нужны.
До использования технологий крекинга в конце прошлого века, а позже и пиролиза (высокотемпературной переработки и термического разложения нефти и ее фракций) из одной тонны нефти получали 100–200 литров бензина прямой перегонкой. Сегодня — до 850 литров.
В его литре процент налогов в виде акцизов и НДС составляет целые 36%, плюс ко всему добавляют еще и НДПИ, в итоге государству нужно отдать 55% из каждого литра бензина. Другими словами, когда водитель платит на заправке, допустим, 38 рублей за один литр горючего, то 21 рубль из этой суммы сразу уходит государству, поэтому продавать бензин дешевле 21 рубля АЗС не может даже чисто теоретически.
Так какой же вклад нефти в стоимость одного литра бензина? Минимальный. Как отечественные, так и зарубежные АЗС формируют свою ценовую политику, ориентируясь не на котировки на мировом рынке, а на цены горючего, которые устанавливают нефтеперерабатывающие заводы.
Те, в свою очередь, смотрят не на стоимость барреля нефти, а на предложение и спрос.
Например, прошлым летом черное золото упало в цене, но бензин при этом не дешевел, наоборот, даже дорожал, и все потому, что существенно вырос спрос на него из других стран. И такая логика образования цен, когда они реагируют не на саму нефть, а на существующую конъюнктуру, на российском рынке утвердилась достаточно давно. Плюс ко всему, стоимость горючего в России постоянно подвергается специфике налоговой и финансовой системы.
Если в других странах налоги на энергию остаются неизменными на протяжении нескольких десятков лет, то в РФ ставки акцизов регулярно увеличивают.
И взять его в конечном итоге можно только из одного кармана – кармана потребителя. Им может быть гражданин или крупная компания, не важно. Если на АЗС будут меньше платить за бензин и дизель, то значительно больше отдавать придется за какие-нибудь продукты питания, энергообеспечение или просто проезд по дорогам.
Но бензин и ДТ вообще не дешевеют, не в два-три раза, не даже на 3-5%, почему?
Александр Фролов: Это не так.
Не было года, когда по его итогам бензин стал стоить меньше, чем в прошлом году.
Александр Фролов: Думаю, сейчас его цена не сильно бы отличалась от той, что на заправках, возможно, была бы чуть выше, но точно могу сказать, что в период осеннего кризиса стоимость марки АИ-92 доходила бы до 65-70 рублей за литр.
Получается, что государство платит из бюджета нефтяникам, в прошлом году почти 1,6 трлн рублей, чтобы они сдерживали цены?
Александр Фролов: Положения о демпфере прописаны в статье 200 Налогового кодекса РФ. Это не статья про налоговые льготы, это статья про налоговые вычеты. Налоговые вычеты человек получает, когда, например, купил квартиру (единственное жилье) и заплатил за это налог.
Часть денег к нему возвращается. Также и с демпфером.
Более точные данные по сортам:
Мы привыкли различать нефть по маркам, к примеру:
Вообще, на мировых рынках существует 3 основные нефтяные марки: West Texas Intermediate (WTI), Dubai Crude и всем известный Brent Blend.
Резкое поднятие акциза отразилось и на цене, которое начало дорожать ближе к лету.
Однако, в конечном итоге поднятие акциза не могло спровоцировать такого подорожания бензина. Что же еще навредило российским автомобилистам?
Из оставшихся 42% от цены бензина львиную долю занимает транспортировка нефти или готового продукта. Кроме того, что компании платят акциз и закупают нефть, им необходимо доставить сырье и полученный продукт в пункты переработки и реализации.
А это немалые деньги.
Основными видами транспортировки нефти и бензина по России остаются Ж\Д-сообщения, а также трубопроводы “Транснефти”. За минувший год стоимость транспортировки также увеличилась.
На конец 2014 года РЖД подняла стоимость перевозки нефти на 13,4%, а с начала этого года нефтяные компании начали платить еще на 10% больше.
Цена на нефть постоянно изменяется, и когда она в очередной раз падает, многие автомобилисты с нетерпением ждут, что стоимость бензина на автозаправках тоже снизится, но происходит такое явление крайне редко, а если и происходит, то горючее дешевеет всего на несколько копеек. В большинстве случаев оно, наоборот, дорожает.
При определении объема сухих веществ в США используется «сухой баррель» величиной 115, 6 литров.
Французский баррель или баррик (barrique) равен 225 литрам. В качестве измерительной единицы используется не во Франции, а на Гаити. Кстати, в переводе с английского языка, баррель означает «бочка», что, собственно, отчетливо понятно при виде емкости.
Соответственно, коэффициент пересчёта баррелей в тонны зависит от плотности конкретного сорта нефти. Для тяжёлых сортов тонне может соответствовать 7 баррелей, для лёгких — 8 баррелей. Для российской экспортной смеси Urals обычно используется коэффициент 7,3. Это означает, что тонна нефти соответствует 7,3 барреля.
Баррель (от англ.
«barrel» — бочка) — это мера объема, а не веса.