Религиозные конфликты и реформы, которые прокатились по миру в то время, потребовали обновления правовых актов и установления более прогрессивных и терпимых норм в отношении религиозного многообразия.
В результате все эти изменения и вызовы требовали нового, более современного и всеобъемлющего свода законов. Это был сложный и сложный процесс, но в результате созданный свод законов стал основой для правовых систем многих стран и оказал значительное влияние на дальнейшее развитие права и общества.
В середине 17 века произошла значительная трансформация социально-экономической сферы, которая потребовала разработки нового свода законов. Этот период истории часто называют “эпохой перемен” или “возрождением”.
Большое значение приобрели постоянно собиравшиеся ярмарки: Макарьевская близ Нижнего Новгорода, Свенская ярмарка в районе Брянска, Ирбитская в Сибири, ярмарка в Архангельске и т.д., где купцы вели крупную по тем масштабам оптовую и розничную торговлю.
Наряду с развитием внутренней торговли росла и внешняя. До середины века огромные выгоды из внешней торговли извлекали иностранные купцы, вывозившие из России лес, меха, пеньку, поташ и т.д. Достаточно сказать, что английский флот был построен из русского леса, а канаты для его кораблей были сделаны из русской пеньки.
Центром русской торговли с Западной Европой являлся Архангельск. Здесь имелись Английский и Голландский торговые дворы.
Применяя гибкую тактику, центральная власть сумела закрепить в структуре государства и казачество. Москва признала за казаками право на самоуправление, на владение землей, оказывала им помощь провиантом, деньгами и оружием. Казачество, со своей стороны, обязывалось нести службу на рубежах Московского царства.
Влиятельным сословием в XVII веке было духовенство, державшее монополию в сфере просвещения, культуры, идеологии.
Православное понимание сословных обязанностей как формы религиозного служения приводило к тому, что все население несло всеобщую государственную повинность: дворяне — лично, а крестьяне и горожане — через налоги на содержание войска. Создается своеобразная система российского государственного крепостного права.
В царствование Алексея Михайловича были внесены изменения в судебную систему.
Нашлось большое количество ее противников, а также возникло движение староверов (старообрядцев), возглавляемое протопопом Аввакумом. Движение старообрядцев существует и в наши дни.
В 1648 году в России проходит военная реформа. Были усилены и увеличены лучшие полки «старого строя» – конница, стрельцы и пушкари.
Массово создавались полки «нового строя» – рейтары, драгуны и гусары. Для проведения реформы массово приглашались получившие большой опыт Тридцатилетней войны европейские специалисты.
В 1649 году принимается Соборное Уложение – свод законов России, действовавший почти 200 лет. В нем было официально зафиксировано прикрепление не только крестьян, но и их детей к земельным наделам феодалов, то есть оформилось крепостное право.
В 1654 году проводится монетная реформа.
В состав монет стали добавлять медь, чем ухудшили ее качество.
Помимо этого, шло строительство городов на торговых путях, к таковым относятся Кунгур, Пенза, Симбирск.
К 1649 году относится издание нового свода законов — Соборного Уложения. Оно действовало около 180 лет, пока не было заменено Полным собранием законов Российской империи. Статьи Соборного Уложения способствовали усилению крепостного права и абсолютизма, а также борьбе с преступностью.
Некоторые действия царской власти были неудачными. Например, в 1650-е годы проведена денежная реформа, в ходе которой жалование из казни стали платить медными деньгами, а налоги собирать серебром. Это привело к Медному бунту 1662 года.
Из-за отсутствия выхода в Балтийское, Азовское или Черное море, внешняя торговля при царе Алексее Михайловиче велась через Архангельск северным путем.
Поэтому было необходимо включить соответствующие правовые нормы в новый свод законов, чтобы создать стабильную экономическую основу для развития страны.
Еще одной важной причиной, требующей нового свода законов, были политические изменения. В середине 17 века множество стран преобразовались в абсолютные монархии, где правительство обладало полным контролем над государством и его гражданами. Это привело к необходимости создания нового правового инструмента, который бы отражал эти изменения и устанавливал правила для этого нового политического режима.
Также в середине 17 века было необходимо установить новые правила и нормы в области религии.
Для успешной реализации абсолютизма монарху требовался новый свод законов, который бы гарантировал ему неограниченные полномочия. В таком своде законов закреплялись принципы и правила, которые обеспечивали монаруху власть над судебной системой, армией, налоговыми и экономическими вопросами, а также над церковью. Такая концентрация власти в руках монарха позволяла ему эффективно управлять государством и поддерживать свою политическую и социальную стабильность.
Однако, реализация абсолютизма имела свои негативные последствия.
Монархи, не ограниченные законами и смягчающими механизмами власти, подвергали гражданские свободы и права населения репрессиям.
По мере складывания государственной организации класс служилых приобретал все более замкнутый характер.
Способность дворян исполнять свои военные обязанности зависела от обеспеченности их поместий рабочей силой, от переходов крестьян от одних владельцев к другим. Кроме того, стихийная массовая миграция крестьян на новые земли (Украина, Дикая степь, Сибирь) приводила к сбоям в налоговой системе. Стабилизацию ситуации правительство видело в прикреплении крестьян к земле, то есть в закрепощении2.
Прикрепление к земле не означало порабощения крестьян, они по-прежнему считались свободными людьми и могли жаловаться на притеснения помещиков в суд. Однако власть помещиков над крестьянами постепенно возрастала.
Земским собором 1649 года был выработан новый свод законов, получивший название «Соборное уложение». Важнейшими направлениями «Уложения» были защита интересов дворян и горожан на фоне некоторого ограничения привилегий боярства и духовенства, а также протекционизм в пользу русских купцов и промышленников. Крестьяне законодательно были прикреплены к земле.
Таким образом, происходит процесс консолидации сословий, более четко очерчиваются их социальные рамки.
Господствующая роль принадлежала боярам и дворянам. Независимо от формы собственности на землю они должны были нести военную службу. Наблюдается сближение социально- политического положения дворян и боярства. Разница между помеcтьем и вотчиной сводиться к минимуму. Дворянин, даже продав или заложив землю монастырю или “н”еслужилому человеку, мог дернуть ее обратно.
Сельское крестьянское население состояло из двух основных категорий. Крестьяне, жившие на землях вотчин и поместий, назывались владельческими или частновладельческими. Они несли тягло (комплекс повинностей) в пользу государства и своего феодала.
Помещик получил право выступать в суде за своих крестьян, он имел также право вотчинного суда над населением своего поместья. Государство оставляло за собой право суда лишь по наиболее тяжким преступлениям. Близкое к частновладельческим крестьянам место занимали крестьяне монастырские.
Другой крупной категорией крестьянского населения было черносошное крестьянство. Оно проживало на окраинах страны (Поморский Север, Урал, Сибирь, Юг), объединялось в общины.