Отметим, что предоставление товара во временное пользование возможно не только в случае гарантийного ремонта, но и в ситуации, если некачественную вещь заменяют на другую.
Срок
Когда действует
Более 7 дней
Срок применяется, когда на замену некачественного изделия нужно более 1 недели. Подменный фонд продавца обязан предоставить покупателю на время вещь с аналогичными (как у приобретенного товара) характеристиками. Подменный предмет предоставляется гражданину бесплатно. Если замену на время нужно доставить непосредственно покупателю, то расходы на транспортировку несёт продавец (абз. 4 ч. 1 ст. 21 Закона о защите прав потребителей).
В течение 3 дней
За это время магазин обязан предоставить подменный товар. Это связано как с требованиями потребителя при гарантийном ремонте, так и в случае, если потребитель ждёт замены некачественной вещи на качественную (абз. 4 ч. 1 ст. 21 Закона о защите прав потребителей).
Не более 45 дней
В течение этого срока продавец или иные уполномоченные организации/предприниматели обязаны завершить ремонт бракованного изделия. В некоторых случаях этот срок может быть продлён по соглашению сторон. Однако в документе магазину и клиенту нужно будет обязательно уточнить, на какое время продлеваются ремонтные работы (ч. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей).
Хотя у всех продавцов должен быть подменный фонд, закон разрешает магазинам не предоставлять во временное пользование покупателю некоторые категории товаров длительного пользования, если идёт гарантийный ремонт. Их перечень утверждён в постановлении Правительства РФ № 2463 от 31 декабря 2020 года.
Замену на время не дадут, если вы покупали:
Но предоставление подменного товара на время ремонта в исключительных случаях возможно даже из упомянутого перечня.
Пример
Александр — инвалид, у которого ампутированы ноги. Передвигаться самостоятельно он не может: ему необходима или сторонняя поддержка, или специальная техника. Мужчина приобрёл автомобиль для инвалидов, чтобы передвигаться по городу самостоятельно и не обременять родных. Однако в процессе эксплуатации такого автомобиля выяснилось, что у него был некачественный мотор, и машина попросту глохнет. Александр обратился в автосалон, в котором приобрёл транспортное средство, с просьбой починить мотор. Поскольку из-за отсутствия у автосалона специализированного автомобиля для инвалидов мужчина не может самостоятельно перемещаться по городу, он настоял на выделении машины из подменного фонда на время. Автосалон был вынужден удовлетворить требования Александра, поскольку инвалидам по закону предоставляется замена специализированного автомобиля на период гарантийного ремонта.
Ч. 2 указанного постановления Правительства РФ уточняет, что данный перечень исключений товаров длительного пользования, замену которых на время ремонта (или обмена) продавец не обязан предоставлять, действует до 2027 года.
Предоставление товара на время гарантийного ремонта или на срок замены аналогичного товара, если он превышает 7 дней — прямая обязанность продавца. Если он отказывается это делать, при этом купленная вещь не входит в перечень исключений Правительства РФ, обратитесь к нашим юристам. Они дистанционно проконсультируют вас по телефону, при необходимости удалённо составят претензию в магазин за отказ выдать подменное изделие.
Как мы уже упоминали выше, предоставление аналогичного товара — одна из обязанностей продавца, если некую технику забрали на гарантийный ремонт, или магазин ждёт замены по требованию покупателя от поставщика более 1 недели.
Если продавец отказывается выполнять эту обязанность, покупатель может подать претензию в магазин. В ней нужно прописать:
Желательно составить претензию в 2 экземплярах. Сотрудник магазина обязан принять документ, поставить на нём подпись и/или печать. Если компания отказывается принимать претензию, её можно направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если замена товара на время так и не была проведена (даже после всех заявлений и претензий), можно направить жалобу в Роспотребнадзор. Ведомство проведёт проверку и может привлечь ИП или организацию к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ. Их может ждать:
Наши юристы могут помочь не только в составлении жалобы в Роспотребнадзор для привлечения недобросовестного продавца к административной ответственности, но и взыскать денежные компенсации в пользу покупателей через суд, поскольку магазин добровольно не исполнил требования клиентов. Вы можете обращаться к нам в том числе в праздничные и выходные дни, в круглосуточном режиме.
Роспотребнадзор помогает гражданам добиваться справедливости в суде, если магазины нарушают их права. По ЗоЗПП подменный фонд должен быть у любых продавцов товаров длительного пользования, в том числе у тех, которые продают электронику.
В управлении ведомства в Саратовской области получили жалобу покупателя, купившего ноутбук ненадлежащего качества. Гарантийный срок на него составлял 1 год, и клиент магазина отдал в ремонт технику, подлежащую починке. А пока ноутбук находится в ремонте, гражданин попросил замену оборудования на время. Но продавец отказался исполнять требования мужчины о предоставлении подменного товара.
В результате Роспотребнадзор подал заявление в мировой суд и взыскал неустойку в пользу приобретателя в размере 1% от стоимости ноутбука за каждый день просрочки исполнения требования гражданина. Возможность взыскать неустойку предусмотрена ч. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей. Продавец не стал оспаривать судебное решение, и оно вступило в законную силу.
Подменный товар на время гарантийного ремонта (или периода для обмена на качественную вещь) должен быть предоставлен в течение 3 дней после того, как приобретатель попросил об этом. По истечении этого срока юридическое лицо или предпринимателя можно привлекать к ответственности.
Продавец передаёт клиенту вещь, обладающую такими же или схожими потребительскими свойствами, как его изначальная покупка. Поэтому, например, если Вы купили смартфон, но на время Вам выдают кнопочный телефон, это будет нарушением ЗоЗПП, поскольку предмет не обладает теми же характеристиками. У кнопочного телефона может отсутствовать фотоаппарат, возможность установки ряда приложений и т.д.
Попросить юридическое лицо об этом может, однако контрагент не обязан удовлетворять требование о предоставлении подменного товара организации. ЗоЗПП распространяется только на клиентов из числа физических лиц, которые делают покупки для личного использования, а не в бизнес-целях.
Ведомство даст ответ гражданину в течение 30 дней после получения обращения. Нередко Роспотребнадзор рассматривает жалобы физических лиц оперативнее, за 1-2 недели. Однако в каждом регионе ситуация обстоит по-разному.
Предоставление товара на время гарантийного ремонта (или периода обмена на аналог, если он превышает 7 дней) является прямой обязанностью компаний и ИП, реализующих различные вещи длительного пользования в розницу. При этом они должны осуществить выдачу подменного товара такого же качества и тех же потребительских свойств, что и первоначальная покупка.