Но на нем нет листвы… Ребята, поднимитесь те, кто отметил в тесте знаки-листочки. Это были правильные ответы. Теперь оцените свою работу на уроке, выберите цвет своего листочка и украсьте им дерево.
(Дети вывешивают на плакат свои листья.)
8. Итог урока.
– Вот и закончилось наше чудесное путешествие в лес.
Лес дремучий, до свиданья! Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес!
– Ребята, находясь в лесу, какое важное правило надо соблюдать? Почему?
– Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали, получили новые знания. И мне хочется закончить наш урок словами В.
2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация необходимых знаний
— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, чтобы узнать много нового и интересного.
Чтобы узнать, в какой уголок природы мы отправимся, необходимо выполнить задание: отгадать загадку и выбрать картинку-отгадку из тех, что лежат на столе.
( Перед детьми карточки с изображением луга, водоема, леса)
Есть у ребят зелёный друг — весёлый друг, хороший, Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек.
– Правильно, ребята, мы отправимся в лес.
Мы сегодня сходим в лес
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши его таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все узнаем без утайки!
Разгадаем леса тайны!
– А чтобы нам не заблудиться, у нас будет провожатый, который в случае затруднения будет нам помогать.
Я загадаю вам загадки, а отгадывать будем по очереди. 1загадка для 1 группы. Кто это?
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
1.ДЯТЕЛ (стучат карандашами) слайд 6
Вторая загадка для 2 группы: Не ворона, не синица –
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу “ку-ку”.(кукушка)
2.КУКУШКИ ( тихо кукуют ) слайд 7
Третья загадка для 3 группы: Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.(жук)
3.ЖУКИ ( тихо жужжат ) слайд 8
Для чего животные в лесу издают столько звуков?
Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, загадочностью, тишиной. В лесу можно встретить много интересного и необычного.
Давайте решим, что нам пригодится в однодневном походе.
(На доске картинки: мука,вода, сахар, ножницы, лопата, цветная бумага,аптечка.)
Закрываю доску, дети воспроизводят по памяти, что возьмут с собой. Проверка.
– Итак, в путь!
4. Организация познавательной деятельности. Открытие новых знаний и способов действий.
(под спокойную музыку)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью томной грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
(С.
Погореловский)
– Прибыли в лес, но что-то изображение нашего леса скучное. Давайте исправим.
Шумными играми, криками, громкой музыкой мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Шумом мы можем очень испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. У нас с вами есть дом и стараемся содержать его в порядке.
Так и лес для животных является домом, и многие животные могут убежать или улететь из того уголка леса, где их испугали шумом.
– Наш провожатый Муравьишка очень рад вашим ответам, доволен вашей работой. Вот что он прошептал мне на ушко:
Мне по нраву тот, мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет и костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину.
– Предлагаю вам проверить свои знания. Положите перед собой тест.
Сегодня мы отправимся в путешествие, где вы будете переживать и сочувствовать. И, конечно, узнаете и откроете для себя что-то новое.
Вспомним и узнаем новые правила поведения в природе. Для этого я предлагаю вам отправиться в путешествие. Угадайте, куда?
Загадка:
Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом, Красоту увидишь в нем. (ЛЕС)СЛАЙД 1
Вы угадали, мы отправляемся в лес. Каким вы представляете себе лес? Кто может сказать, что такое лес? (Дети высказывают свои предложения)(Владимир Даль написал в своем словаре:«Лес – это пространства, покрытые большими, растущими деревьями».)(слайд 2)
Ребята, нам посчастливилось жить в таком замечательном уголке Земли! У нас красивая и разнообразная природа.
Поработайте со своим соседом в паре: сопоставьте между собой слова левого и правого столбиков и попробуйте догадаться, почему лес – это кладовая.
Пища грибы, ягоды, орехи, шишки Лекарства ландыш, подорожник Топливо сухие деревья, мох Дом для зверей и птиц норы, дупла деревьев Дома, спички, мебель деревья Музыка голоса зверей и птиц
Динамическая пауза
Мы по лесу прогулялись и немножко отдохнем.(Шагаем на месте.)Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.(Развели руки в стороны, вперед.)Чудеса у нас на свете: стали карликами дети.(Присели.)А потом все дружно встали, великанами мы стали.(Встали.)Дружно хлопаем.(Хлопаем в ладоши.)Ногами топаем!(Топаем ногами.)Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!(Шагаем на месте.)
– А почему не слышно больше звуков леса: птичьих голосов, шелеста листьев?
– Ой, я еще что – то нашла. Это письмо.
Я предлагаю вместе с художником закончить эту картину.
(Звучит рассказ «Как художник рисовал лес»,
а дети добавляют лесу его обитателей и растения.)
-Что такое лес? — размышлял он. — Конечно,деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу притаился нашМуравей. Повесил художник картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
— Это не лес! — послышался голос Муравьишки из угла картины.
— Без цветов, без трав — не лес!
Нарисовал художниктраву и цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? — опять послышался голос Муравья.
Только осталось определиться, кого же мы выберем себе в спутники?
(На доске карточки с изображением слона, белого медведя и муравья)
3. Постановка учебной задачи. Определение темы урока
– Молодцы. Выбрали муравья, так как лес – это его дом, значит, он там – хозяин, а мы – «гости». Вспомним правила этикета, как вести себя в гостях.
– Я выбрала ключевые слова «лес» и «тишина». Как они связаны между собой?
– Сформулируем вместе ТЕМУ урока.
(Открывается записанная на доске тема урока)
– А кто знает, как называются люди, которые путешествуют?(туристы)
– Попрошу моего помощника посмотреть в толковом словаре Ожегова.
– Туристы отправляются в поход не с пустыми руками.
Помогите мне отгадать загадку, которую приготовила
Мудрая Черепаха.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом —
Чудеса увидишь в нём.
жми на
вопрос
Начинается таяние снега. В лесу вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появляются первые проталины.
В полях журчат еще маленькие ручейки.
На лесной опушке уже слышатся птичьи песни.
Перелетая с ветки на ветку, распевают синицы.
Звонко отстукивает о сухое дерево
дятел.
Как только солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, к нам прилетят грачи.
Позже прилетают ласточки и стрижи.
В лесу слышно кукование кукушки.
У грачей, ворон, галок, сорок, воробьёв появились птенцы.
У белок, лисиц, волков и других зверей — детёныши.
Лес звенит от певчих птиц.
Нарисовал художникнасекомых, но они облепили все деревья.
– Нужныптицы, а еще —кусты и ягоды, — не унимался Муравьишка.
Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
– Нарисуй жабу и ящерицу!
– Нет, — сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал многоразных зверей.
Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
— Вот это лес! – сказал Муравей и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они и есть лес.
(После этого включаю фонограмму «звуки леса»).
– Давайте прислушаемся к голосам леса. Кого вы услышали? Для чего птицы издают голоса? — Кроме птичьих голосов услышали что-нибудь? Попробуйте изобразить шелест листьев и травы, жужжание шмеля, звук капель дождя.