«Преступление и наказание »
Подготовка к сочинению
ХХ век – под знаком Достоевского…
И.Глазунов
Темы сочинений
1.Соня Мармеладова и Раскольников.
2. Теория Раскольникова, её проверка и опровержение.
3.Мир «униженных и оскорблённых» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
4.Преступление и наказание Раскольникова.
5. «Правда» Сони и «правда» Раскольникова.
6.Что может привести человека к бесчестному поступку?
7.В чём различие между ошибкой и преступлением?
8.Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
9. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?
10.Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?
11.Суть теории Раскольникова в романе “Преступление и наказание«. (Смысл, идея, сущность.)
Цитаты
В беду попадают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням.
(А. А. Бестужев-Марлинский).
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно. (А. С. Пушкин)
Он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало втягивать.
(Ф. М. Достоевский)
Одна смерть и сто жизней взамен. Да ведь тут арифметика. (Ф. М. Достоевский)
Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны. (Ф. Вольтер)
Всякая идея для своего успеха нуждается в жертвах; из житейской борьбы никто не выходит незапятнанным. (Ж. Ренан)
Преступление и наказание растут на одном стебле. (Р. Эмерсон)
Если человек другого равнодушно убивает, то, значит, он в себе уже убил все человеческое. (Сае)
Преступление доводит. преступника до душевного ада. (В. Набоков)
Самое жестокое наказание то, которое вызывает искреннее раскаяние. (Э. Севрус)
Я себя убил, а не старушонку! (Ф. М. Достоевский)
Соня Мармеладова и Раскольников. (Материалы)
1.Судьба Сони Мармеладовой (часть 1, гл.2 – исповедь Мармеладова; часть 3, гл.3 –
1-я встреча Сони с Раскольниковым; часть 4, гл.4 – Раскольников у Сони).
2.Признание (часть 5, гл.4 – второе посещение Раскольниковым Сони)
3.Смиряется ли Раскольников? (часть 6, гл.6 – прощание с родными; часть 6, гл.8 – раскаяние. Чем вызвано решение признаться? Как сам герой понимает возможность смириться и смиряется ли?)
4.Итоги. Эпилог, гл.2 – возрождение надежд.
Как Достоевский отвечает на вопрос: «Как уничтожить зло на земле? Где путь к человеческому братству?»
Вывод: Раскольников живёт разумом, не принимает жизнь такой, какая она есть, протестует, поэтому вступает на путь насилия. Соня же руководствуется чувством – выбирает путь насилия над собой, то есть самопожертвование, кротость, готовность подчиняться обстоятельствам.
Теория Раскольникова, её проверка и опровержение
Вступление .
Главный герой. Портрет, героя, условия жизни, психология.
Главная часть.
Повод к написанию статьи о преступлении во имя великой идеи, «спасительной для человечества»: социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик.
Сущность теории, изложенной в статье.
Стремление стать «сильным мира сего», кому «всё дозволено».
Невольное сближение в мыслях, по теории, с Лужиным и Свидригайловым.
5. Несовместимость теории с жизнью (размышления о матери, Дуне, Соне и Лужине, Свидригайлове)
Муки совести – наказание за убийство.
Крах теории. 4-й сон Раскольникова («Смирись, гордый человек!» Только любовь к ближнему способна победить зло. «Не убий!» – такова позиция Достоевского, такова идея романа.)
III. Заключение.
Судьба героя и позиция Достоевского. Моё отношение к позиции писателя.
Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века
(А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»).
II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:
а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;
б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;
в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.
2.Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:
а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;
б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.
III. Мир насилия и грабителей в романе:
а) старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного мира;
б) мир Лужина и Свидригайлова.
IV. Заключение. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Естественное состояние человека и человечества – единение, братство и любовь. В романе звучит призыв автора к людям соединиться «в добром и хорошем», вера в то, что добро неуничтожимо в мире, что оно дано человеку изначально, заложено в нем самом.
Теория идеи Раскольникова и её крах
I. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.
II. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?
1. Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:
а) «недодуманность» теории до конца, несоответствие замыслов и результатов;
б) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей.
2. Наказание Раскольникова за преступление
а) мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством»;
б) смерть матери;
в) всенародное осмеяние и осуждение;
г) каторга – юридическое наказание и очистительное страдание.
3. Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, вызывает не только сочувствие, но даже сострадание?
а) Раскольников в оценке положительных героев романа: Дуни, Разумихина, Сони;
в) душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления?
г) возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры.
III. «Я хотел Наполеоном сделаться… ». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.
Преступление и наказание Родиона Раскольникова
1. Введение. Развенчание индивидуализма как одна из основных проблем романа Достоевского.
2. Теория Раскольникова:
а) возмущение социальным неравенством;
б) разделение человечества на «право имеющих» и «тварей дрожащих»;
в) проверка теории «экспериментом».
3. Конфликт антигуманистической и антихристианской теории и жизни:
а) нравственные последствия преступления (муки совести, отторжение от людей, невозможность вести нормальную жизнь);
б) признание Раскольникова – еще не признание своей вины;
в) влияние Сони на Раскольникова;
г) возрождение любви к людям и веры – залог воскресения героя.
4. Заключение. «Преступление и наказание» как идеологический роман.
«Правда» Сони и «правда» Раскольникова. (По романуФ.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
2. Конфликт убеждений Сони и убеждений Раскольникова ярче всего проявляется в их разговорах. Здесь действительно сталкиваются две «правды». «Правда» Раскольникова в том, что мерзавцы и негодяи имеют неограниченную власть над беззащитными и добрыми людьми, и с этим надо что-то делать. Правда Раскольникова в том, что Катерина Ивановна скоро умрет, ее дети останутся сиротами и Сонечка их не спасет, что Полечке скорее всего, останется та же дорога, что и Соне. На это Соня не может возразить ничего, кроме того, что «Бог, Бог такого ужаса не допустит!», на что Раскольников вполне резонно отвечает: «Других допускает же». Но есть и «правда» Сони: она в том, что человек — не «вошь», в том, что убийство и вообще насилие — нравственное преступление, грех перед Богом и людьми, в том, что никакой человек не судья людям даже в крайних и на первый взгляд очевидных обстоятельствах. На вопрос Раскольникова — «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? то как бы вы решили: кому из них умереть?» — Соня отвечает: «Кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
III. Заключение. Достоевский дает спорящим сторонам высказать сильнейшие аргументы. Поэтому в его романах не явная правда борется с явной неправдой, а одна «правда» — с другой.