Будет интересно

Преступление и наказание проблема совести

Преступление и наказание проблема совести

Булгаков Мастер и Маргарита

В романе Булгакова есть мифический эпизод, в котором показаны истинные нравственные ценности: миф о Понтии Пилате и Иешуа.

Пилат — римский чиновник и должен наказать Иешуа.

Он знает, что Иешуа ни в чем не виноват, но отпустить пленника не может, потому что тогда он лишится ученых степеней и работы.

В результате Иешуа казнен. После этого страдает Пилат. В конце концов он осознает свою вину и раскаивается, освобождая свое сердце и душу от угрызений совести.

М. Е. Салтыков-Щедрин Пропала совесть

В романе известного сатирика олицетворяется обостренная совесть. Она посещает всех и просит разрешения остаться. Но каждый житель большого города не возьмет его себе и не отвергнет.

Затем она велит последнему страннику найти маленького ребенка, чтобы тот растворился в нем. Так оно и было.

М. Ю.

Преступление и наказание проблема совести

Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.

Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления – сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.

И никогда ни за что не убежишь от своей совести. Это самый страшный и самый справедливый судья на свете. На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других.

Проблема совести в романе преступление и наказание сочинение

Однако идея о вседозволенности лишь загнала его в тупик и едва не лишила разума. Это говорит о том, что настоящая свобода возможна только при условии ответственности за то, что делает человек. Раскольников освободился лишь тогда, когда полностью принял на себя груз раскаяния и покаяния, когда ответил за то, что сделал, и научился обдумывать последствия своих поступков.

  • Вина и совесть. Человек не может раскаяться и исправить ошибку, пока не осознает вину.

    В этом ему помогает только совесть, которая формируется в процессе правильного воспитания. Автор рассматривает эти понятия через религиозную призму, говоря, что именно христианское вероучение способно привить личности обостренное чувство ответственности и справедливости. Стоит только отказаться от веры, и человек потеряет способность верно оценивать свои поступки.

  • Проблема совести в романе преступление и наказание аргументы

    Автор раскрывает проблему на примере случая, произошедшего с Сергеем Николаевичем Плетенкиным.

    Автор показывает, как Плетенкин сначала, окрыленный «шальными деньгами», спешит домой, а затем, воссоздавая в памяти события вечера, переплетающиеся с эпизодом из юности, начинает чувствовать себя ничтожным человеком. И если в начале рассказа он «бросился на кухню», то в конце «зарезался, чтобы поесть остывшего супа».

    Используя антонимы «поспешил» и «зашлаковался», автор рисует изменения в душевном состоянии героя и дает нам понять, какая «умиленная» совесть главного героя повести произвела эти изменения.

    Хотя авторская позиция прямо не выражена, логика текста убеждает нас в том, что совесть оценивает наши действия, и если вы делаете что-то не так, она реагирует на это.

    Полностью согласен с автором и тоже считаю, что надо прислушиваться к совести, чтобы жить спокойно.

    Родион — далеко не глупый молодой человек, он студент юридического факультета, однако из-за отсутствия средств вынужден бросить учёбу. В его голове зреет теория об обыкновенных и великих людях, он неоднократно задаётся вопросом «Кто я? Тварь дрожащая или правоимеющий?». Чтобы разобраться в этом, решается на убийство старухи-процентщицы и её сестры.

    Однако убийца не может заглушить голос совести и едва не сходит с ума, ведь, несмотря на совершенное преступление, он все еще остается добрым и хорошим человеком с обостренным чувством справедливости.

  • Алена Ивановна (Старуха-процентщица) – жертва теории Раскольникова. По описанию Достоевского она не отличалась добротой и нежностью, напротив, была жестокой и бессердечной. В свои почтенные года создала у себя дома ломбард, куда людей приводила тяжёлая жизненная ситуация.
  • Проблема совести в романе преступление и наказание

    В Эпилоге выясняется, что Родиону остается 7 лет до конца каторги – это тоже символ восстановления гармонии.

  • 4 – число мирового порядка. Поэтому автор часто сопровождает им критические моменты в жизни своего героя: Алена Ивановна живет на 4 этаже, как и Мармеладов, там же находится полицейская контора; рядом с тайником Раскольникова строится 4-этажный дом; памятное чтение Лазаря состоялось через 4 дня после преступления.
  • 11 – число из притчи о виноградаре и работниках. В 11 пришел последний гость, которого радушно принял хозяин.

    Именно в этот евангельский час Родион приходит к следователю и сознается в преступлении. Тогда же Раскольников приходит к Соне. Это означает, что покаяться и вернуться к Богу никогда не поздно.

  • Религиозные символы

    На протяжении всего романа главный герой уподобляется Лазарю, персонажу библейского сказания.

    / Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Проблема совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Проблема совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Скачать сочинение Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление.

    Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.

    Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление – на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.

    Проблема совести в романе преступление и наказание сочинение 10 класс

    Скромная, робкая девушка вынуждена в свои 18 лет работать по жёлтому билету, чтобы хоть как-то помочь своей семье выжить. Символично, что она продала свою невинность за 30 рублей – предала сама себя, как Иуда продал Христа за 30 сребреников. Софья верит в Бога и находит в себе силы сохранять чистоту души, несмотря на род занятий.

    Судьба сводит её с Родионом Раскольниковым, которому она западает в душу. Девушка помогает ему осознать необходимость раскаяния и нравственного возрождения.

  • Катерина Ивановна – жена Мармеладова. Женщина из другого слоя общества, нежели сам Мармеладов.
    У неё есть светские манеры, образование и нравственные ценности. Катерина – мать троих детей и, по совместительству, мачеха Сони. Нахождение в этой семье приносит ей боль и страдания, она не может смотреть на пьяного мужа и нуждающуюся семью, будучи не в силах помочь.
  • Акцент на этом сделан с целью показать внутреннее состояние Раскольникова – несобранный, растерянный, нестабильный характер, который мечется и не знает, куда деваться. То же явление прослеживается в критический момент жизни других героев. Тот же Мармеладов замечает, что всякому человеку нужна возможность куда-нибудь пойти.

    А ему некуда, и это обстоятельство решает его судьбу. Бесприютность доводит и Свидригайлова: лишившись всех надежд и чаяний, он сводит счеты с жизнью. Все жертвы злого рока на страницах романа, так или иначе, идут в никуда и чувствуют безвыходность своего положения.
    Значит, пространство, где то и дело оказываются персонажи, можно назвать «не то», раз действующие лица идут и приходят в «никуда». Отсюда и мотив всеобщего разочарования в жизни.

    Как же выглядит это «не то»? Отражением Раскольникова Достоевский изобразил Петербург.

    Он понимал, что узы брака священны, что у него нет морального права вмешиваться в брак Шеиных.

    Поэтому он согласился на малое, а когда это стало тяготить Веру, он просто умер, поняв, что его долг — отпустить замужнюю даму и оставить ее одну. Но он не мог оставить ее по-другому.

    Что говорят философия и теология?

    Совесть часто сливается с виной, стыдом. Проблема совести обсуждалась со времен Древней Греции.

    Например, оратор Цицерон говорил: «Совесть значит для меня больше, чем разговоры всех вокруг».

    В древнегреческой культуре это был термин «теос», или «внутренний бог». Сейчас наиболее близким термином является слово «интуиция». В православии совесть объясняется как «голос Божий в человеке».

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *