При подготовке к строительству застройщики должны учитывать немало правовых нюансов. Один из них – приаэродромные территории. Условия их использования предполагают существенные градостроительные ограничения. Сегодня мы хотим осветить основные вопросы, связанные со строительством в приаэродромных территориях:
Статья будет полезна физическим и юридическим лицам, которые намерены в ближайшее время построить жилые, садовые, коммерческие или производственные объекты.
Приаэродромная территория – это особая разновидность ЗОУИТ, которая устанавливается вокруг аэропортов и аэродромов для:
Определение приведено в ст. 47 Воздушного кодекса РФ и законе от 01.07.2016 г. № 135-ФЗ.
Получать письменное согласие собственника аэродрома нужно, если у него не установлена приаэродромная территория. Если же она утверждена, порядок действий иной:
ПАТ состоят из подзон. В свою очередь, некоторые подзоны делятся на сектора. В зависимости от того, где находится земельный участок, устанавливаются особые условия:
Иногда при подготовке к сделке выясняется, что у земли есть обременения. Одно из них – нахождение в околоаэродромной территории. Мы рекомендуем покупать такое землевладение только после тщательного правового анализа. В нашей практике был случай, когда доверитель купила садовый дом в заповедной зоне Воронежа. Однако недвижимость располагалась в 7-й подзоне ПАТ аэропорта «Чертовицкое», где реконструкция или новое строительство жилья полностью запрещены.
Законодательство устанавливает, что ПАТ должны быть утверждены для всех типов аэродромов – гражданских, экспериментальных и военных. Однако на практике документы приняты только в отношении первых двух категорий. Только малая доля военных авиакомплексов по состоянию на 2024 год разработала проект. Нормативные акты публикуются в открытом доступе на сайтах госорганов в специальном разделе: Росавиация, Минпромторг. С ними может ознакомиться неограниченный круг лиц.
Утверждение происходит на основании приказа главы 1 из ведомств:
Соответственно, нормативная база публикуется на портале соответствующего государственного органа.
Внести корректировки в существующие документы может только орган, который их принял. К сожалению, рядовые застройщики не могут инициировать процедуру. Вместе с тем, существует шанс признать приказ недействительным в определённой части в суде. Это возможно, если истец докажет, что нормативный акт нарушает его права и интересы, либо при принятии решения были нарушены административные процедуры.
ЗОУИТ состоит из внешнего и внутренних контуров. Внешний охватывает землю в радиусе 15 км от контрольной точки ВПП. Кроме того, полосы воздушных подходов, т.е. пути для взлёта и посадки самолётов, выходят ещё на несколько км за пределы круга. Как правило, особые градостроительные требования затрагивают столицы субъектов России, их пригороды и отдельные сельские населённые пункты. Пределы ПАТ зафиксированы в виде координат их поворотных точек. Они показаны в таблицах текстовой части решения.
Единой карты не существует. Для каждого авиаузла разрабатывается отдельная схема и планы подзон. Они являются составной частью проекта об установлении. Кроме того, ранее на сайте Минобороны существовал раздел с картами, привязанными к местности на Яндексе. Однако в 2022 году он был удалён.
Согласно п. 3, 3.1 и 3.2 ст. 47 ВК РФ, ПАТ должна быть разделена на 7 подзон. Требования для каждой из них различаются. При этом, допускается выделить только 6 подзон, если имеются разногласия о границах 7-й между Росавиацией и иными органами власти. Так, к примеру, произошло в Уфе. Наши специалисты составили таблицу с описанием каждой зоны:
№ подзоныОграничениеПеречень запрещённых типов объектовПерваяЗапрещено создание любых строений. Подзона предназначена для функционирования авиаузлов.ВтораяАналогично.ТретьяМаксимальная высота.Нет.ЧетвёртаяВысота + сооружения, которые могут создать помехи в радиосвязиВысоковольтные ЛЭП; Вышки сотовой связи; Радио- и телебашни; Контактная сеть железных дорог и городского электротранспорта.ПятаяРазмещение опасных производствВсё, что связано с хранением, переработкой и транспортировкой взрывчатых и воспламеняющихся веществ. Кроме того, газопроводы высокого давления (ФЗ-116).ШестаяСоздание сооружений, вызывающих массовое скопление птицСвалки; Мусорные полигоны; Элеваторы; Продовольственные склады; Фермы; Скотомогильники.СедьмаяЗона превышения неблагоприятных показателей по шуму, химическому загрязнению и электромагнитному излучениюЖилые дома; Гостиницы; Больницы и поликлиники; Детские сады, школы, институты; Рекреационные зоны; Спортивные площадки.