Тихомиров Максим Евгеньевич, доцент;
Коварда Владимир Васильевич, доцент
Юго-Западный государственный университет (г. Курск)
В статье описана роль системы управления рисками в таможенном деле, ее цели и принципы. Рассмотрены объекты анализа риска и понятийный аппарат СУР.
Ключевые слова:система управления рисками, таможенный кодекс таможенного союза, таможенный контроль
Важнейшим принципом осуществления таможенного контроля является принцип выборочности, в соответствии с которым при проведении таможенного контроля таможенные органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Автоматическое категорирование применяется при анализе деятельности всех организаций, осуществляющих импорт товаров.
Сейчас используются 40 критериев, которые разделяются на две большие группы: общие показатели, характеризующие деятельность самого участника ВЭД (размер уставного капитала; период осуществления внешнеэкономической деятельности; наличие «оффшорных» контрактов и непрямые поставки; задолженность по уплате таможенных платежей, процентов, пеней; информация из налоговых органов; статус уполномоченного экономического оператора и др.), и критерии, характеризующие результаты таможенного контроля в отношении участника ВЭД (сопоставительный анализ основных индикаторов риска; динамика индекса таможенной стоимости и таможенных платежей; результативность применения СУР; выявленные правонарушения; наличие решений по классификации товаров; факты отзыва или отказа в выпуске ДТ и др.).
������ ����� � ������, ������������ ����� ���������� �������, � ��������� ������� �������� ����� ��� ������� ������������� �����;
������� ����� � ��������� �����, ������������ � ����������� �� ����������� ������������� ����� � ����������� ����������� �����;
������ ����� � ��������������� ������������� ��������� � ���������� ������� ���������� ��� ����������� ������������� � ������� ������������� ������, �� ������������� � ������ ��������� ����������� ������������ ����������� ����������������;
���������� ������ � ��������������� ������ �� ���������� � ������������ ���������� ��� �� �������������� � ����������� ������, ������ ������������� �� ����������, � ����� �������� �� ����������� ���������� ��������, ����������������� ����������� ����������, ������ � ���������, ��������� � ���������� ������� ����������.
������ 205.
As[ �m��5זI���g.Sĵ<��d���~���Zuh|MC�G�H���fd��a�|���Y�<6I�@!f���(xm���%h^�(�:uV:ф���|(~?@ֿ ��ط�.���p�.0G0�&.{�7��7����L�h��[!�����#�’�n�a<��蘴#+S3j2f@��Qq��b��!�0#ڄ�\;�%T?����]J’~�{���4�f�㦗aq��(]�%B�u/�[��Nh���6HҔֻ�e�_ ���a��%0�p�[����jL{GL7ίKs��XV �b��/���H�\pOILO��H[)ᩚ�J��t;����Q3VXe�t�gF�u��S/�N��J�O� x�f�h���Y��(}�(5���o��U�pr.�/�0o_���^ju<�ʎD��i�(��k�ri�: ��|}�ǃۨE0�j�$�^�=�6*��a��elM)sj�I�n�V7���WЏ��d��w���!�3ϢݦI��`,�dF”jH9�}|@��b:#�al<=�!�I0C�QM�’n7Nh����!�ѬkObkJH-� ���;i��U�^�|4�j4b�*�9,��G7�#��ԙ��� %$�� ���ggJЖ��8ƕ�xiU�+xi�$�K�$�’D�䮭]ϕVVPN�#�3�4��s�5,�\?i�8��3� )�*a֧nt\�NJ;�s�0H{R��q�k��3mK��Z�D”�,�=n���$���)”6^�#�VP���.�.h��RC��4��ZR�^�nF?�Y�Z5�?!!#������ �Xhci?M����cQP�L�T ��5���#��4{�:��M’N��$�� ?�|�����qV�z�7J��� �����̡�D��Y����x!]·2J���Q���cl�r9u1�pZ*Ͳm��M�2��ܚ`z��eI+ܔ��|���%�߿R7`�N\|M�a~ή�*,!�))/�F���.
В силу этого особая роль по защите экономического суверенитета государства, обеспечению его экономической безопасности, по формированию доходной части федерального бюджета отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающемуся органу государственного управления внешнеэкономической деятельностью (далее – ВЭД), своевременно и качественно обслуживающему ее участников.
Постоянная тенденция к увеличению внешнеторгового оборота и вместе с тем ограниченные возможности содержания таможенной службы требуют от таможенной службы постоянного совершенствования, заставляют искать оптимальные формы и механизмы осуществления своих функций.
Одной из наиболее значимых задач таможенных органов является контроль над соблюдением участниками ВЭД установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таблица 2
Единая база данных об участниках ВЭД
Организация
Нарушение законодательства
ООО «А»
ООО «Б»
ООО «В»
Налоговое
–
+
+
Таможенное
–
–
+
Административное
–
–
+
…
–
–
+
Степень риска
Низкий
Умеренный
Очень высокий
Таким образом, необходимость модернизации СУР не вызывает сомнений. Работа по реализации СУР должна найти отражение на всех уровнях системы ФТС России и повышать эффективность деятельности таможенных органов.
P�DDU@3Y`�k�2�yx8E�J/��k��S]F)�����t�4�.�d��փl�F�l�`��_FD��E�ܠ�*�]qicp5��:��~��i?�5t���*����h1���A1j�/Xti_51OQ�$�N5U���”\�[�Y����$�ϗ�u����HD�y�d㞐”���%+�+���;x��^��z�A����;ǦKU’S��Ė|:�g��4�w��Fl�&�s���pt�e”[��7�z��RL2㲉N�r��ҮXU��Y))��.+��i��uC됩 4T̿/’G8��̸;5���d��H��?�=�9�=ٗ�o헭����= “����IK=b��5�,1��F[Z��M�-��p��|����+ ��zhi����x�r�w�H��=��,R��”��,ݬP%�d�H�B�M����’G�?�����}5V��h�z 3;�!,��Kٲ�����4Ψ2��l�”v;��a��ys���=۵nQ*g&�I����D�5P��綨J�&�,�b%.��W8�#(a�� �*��bD���ƶ�+��,�ߩ&j�P���(�,Oi�R�Q��r�j�����̎:P5�~���~�s���w�U�.Bӏ~����W�i�&s��d,�i�1�O�t�0�~�Bx��C����/9`�A��_Bo�a3�<�ɨ�R��4�.�DE”����il�w��}Qf���鉮S���]dw?����L�i�!K/|D~��@}�v}���4�N8* �����!?#�3�J�8�RY̔�#���h�bΗ����K^��Ҿ�nc�#�_|{�Ń=���_b�B�}�����M%�3c^���� 0f����{b� + �(���A={&|��6�6y��{^{�� r��s���y,0_{�6]|�;���’G���K�CG��+����_��x��’�G��9%{j���#��n�R�”NuO NMiR�bw�@�hLg����0z���yj��.
Это еще раз подтверждает ранее озвученный учеными и практиками тезис о том, что СУР играет важную роль в обеспечении полноты поступления таможенных платежей, соблюдении запретов и ограничений, противодействии преступлениям и правонарушениям в таможенной сфере, оптимизации использования ресурсов таможенных органов, сокращении сроков и издержек заинтересованных лиц на совершение таможенных операций [5-7; 9; 10].
Однако, несмотря на очевидные успехи и преимущества использования СУР в практике деятельности таможенных органов следует выделить некоторые проблемы.
Одна из них заключается в сложности процесса согласования профиля риска, который создается в таможнях, с ФТС России.
O�����)�����ˏ����kyG�w4��2��O�� �/�}’� 8��$�r�:�����U�I���t�U.�����\�”�T<������M#־��٨����W/��H�\�� q: �z�k�o]R���!�<�v�ێ`J�@����c�x��i��szqD”H�q<��ݪt�ӡ6l��ٺ�`�Pw9�/��(әs�:O��<��f�H���]�FU@5��տ$������B��W(h�L�Ii)®J��vW����� .�����6��=Um{$R~��n��*�YT�a��,6���j���q7h�D��Hd�x]�چ�T�#<�Ҏ�s�ڱ $�Ўm����%b�/դ]d��:�d�g�} K,��|���aFRUmn�j���C��ޢ�1�”��Ȁ~�u���K�狥( ��,���⠣��d4q���44jchHm� }��u[�#���,N��,�C_�(E� �m)�& �ϵ��”�6�N�����Lp�^�R�E�a���ߧ�i㟙YK��L�uZ�”�?�J2��FN�b�9���ZZ\W�e��Y�Nz���{�=�N�u#2�Wȍ�n��E_dn�b���{�Qr����!� ������:����T��;�!���aMNx��C�7���HU��(i��4�7{“���qH�^����Q�p�ז4��ijb.�C� �k�^������؞H&�����W��]=e ��L��x�xI��Wԅ-������Fn�cm��Gz���2��.&�����ײ’��d��$�ٚn��Z8ơ�B”*�5�=��uT��Zg��9�@��p��=U����}fc&�:��U���8 �����OH*;uer�&����̰Im�”D��..���p=�z�GmH��J�Up��z4�T���Q�l�A��h������tmOE�Ox�M�코Lk��<����u.+��6a�A�]�n�6��!������{����Ӌ����n( ��{.
Основными компонентами управления рисками являются таможенное инспектирование финансово-хозяйственной деятельности импортеров, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, контроль правильности заполнения таможенных документов.
Принципы управления рисками, соответствующие мировой практике и положениям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, под которыми понимается базисный принцип современных методов таможенного контроля, позволяют быстрее и качественнее проводить таможенный контроль без снижения эффективности его результатов.
В соответствии с п. 2 Концепции системы управления рисками (см. Приказ ГТК России от 26 сентября 2003 г.