ФНС РФ при принятии решения об обращении в суд:
– возможность устранения выявленных нарушений предполагает внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, что позволит устранить последствия выявленного нарушения, например при несвоевременном представлении сведений;
– неоднократность допущения нарушений действующего законодательства предполагает нарушение двух или более нормативных предписаний либо нарушение одного и того же предписания действующего закона два или более раза;
– грубый характер совершенного правонарушения предполагает явное неуважение к закону и предписаниям иных нормативных актов. При этом понятие “грубое нарушение” варьируется применительно к тому или иному составу, например, в рамках отдельных составов преступлений, предусмотренных УК РФ.
Однако в настоящее время в связи с внесением изменений в действующее законодательство указанные деяния не являются правонарушениями, а соответственно, не влекут за собой и применения мер ответственности. В то же время ряд правонарушений допускается большинством субъектов, но не может быть установлен уполномоченным органом.
Так, регистрирующий орган в трехдневный срок должен быть уведомлен о смене лица, действующего без доверенности, т.е. руководителя ЮЛ. Однако на практике указанные сроки нарушаются повседневно, в решении общего собрания учредителей (участников) обществ изменяется дата, в связи с чем формально требования Закона соблюдены, хотя трудовой договор с ранее действовавшим сотрудником расторгнут задолго до даты принятия решения.
Обязанность уведомления регистрирующего органа возникает с момента принятия решения, т.е.
В этой связи Закон рассматривает данную процедуру применительно к взаимодействию органов государственной власти – ФНС РФ и соответствующего суда, как правило, арбитражного.
Особенностью реализации данной процедуры является предоставленная Законом возможность регистрирующего органа самостоятельно оценивать возможность и необходимость обращения в суд. В этой связи Закон определяет инициирование ликвидационной процедуры в качестве права регистрирующего органа.
При наличии возможности устранения выявленных нарушений регистрирующий орган вправе отказаться от предоставленного ему права.
Анализ положений п.
1. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
2. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.
3.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 25
– Должностное лицо обжалует привлечение к ответственности за нарушение законодательства о госрегистрации юрлиц
1.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
(см.
текст в предыдущей редакции)
2.
Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.
3. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.
(п.
Тем не менее действующее законодательство формирует специальные требования к недобросовестным субъектам, направленные на реализацию основных функций юридической ответственности, в первую очередь карательную, предупредительную и воспитательную. Однократное применение мер ответственности позволяет правонарушителю не только избегать подобных действий в будущем, но и получить необходимые знания о своих обязанностях, в том числе в части представления сведений для внесения их в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
2.
Действующее законодательство предусматривает широкий спектр мер и видов ответственности, применяемых к заявителям. Однако в отношении указанных субъектов не могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, поскольку особенностью данного вида государственного реагирования является наличие трудовых взаимоотношений.
1. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
2. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.
3.
УК РФ, которая указывает, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, – наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев (ч. 1).
Несмотря на то что данный состав преступления является специальным, в большинстве своем он относится к компетенции правоохранительных органов и выявляется в общем порядке.
– представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию ЮЛ и ИП, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
К административной ответственности могут быть привлечены как должностные лица, так и непосредственно само ЮЛ, причем в ряде случаев привлечение к ответственности осуществляется одновременно в отношении указанных субъектов, что в значительной степени увеличивает груз ответственности для юридического лица.
Наиболее распространенными составами правонарушений, допускаемых заявителями до последнего времени, выступали нарушение сроков представления сведений об учредителях и руководителе ЮЛ либо об ИП, в частности, паспортных данных, сведений о регистрации по месту жительства и т.п., а также сведений о стоимости чистых активов акционерных обществ.
Как свидетельствует практика, даже в случае, если регистрирующий орган обратился в суд с подобным требованием, факт устранения выявленных нарушений ЮЛ или индивидуальным предпринимателем даже в ходе судебного разбирательства свидетельствует в пользу такого лица и влечет за собой отказ в удовлетворении заявленного инспекцией ФНС РФ требования. Иное дело, если такие нарушения относятся к числу неустранимых, причем Закон не предусматривает какого-либо перечня подобных обстоятельств, предоставляя возможность оценки регистрирующему органу.
Детальный анализ положений действующего законодательства свидетельствует о том, что практически любые нарушения могут быть устранены, только одни в короткие сроки при минимальных усилиях, другие требуют больше времени и привлечения специалистов. В этой связи представляется закономерным говорить о том, что неустранимых нарушений нет.
Редакция от 08.08.2001Подробная информацияНаименование документФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ”Вид документазаконПринявший органпрезидент рф, гд рф, сф рфНомер документа129-ФЗДата принятия01.01.1970Дата редакции08.08.2001Дата регистрации в Минюсте01.01.1970Статусне действуетПубликация
НавигаторПримечания
Статья 25. Ответственность заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия
1.