Все кто живут в многоквартирном доме привыкли к тому, что в каждом из подъездов есть нежилые помещения. Но что относят к таким помещениям и кто за них отвечает?
Очень часто путают типы помещений, ведь есть помещения общего использования, что по своему значению отличается от нежилого помещения.
И знать чем эти понятия отличаются очень важно, ведь все это может отразиться на сумме оплаты за коммуналку.
Зачастую такие объекты недвижимости используются в домах c большим количеством квартир в качестве помещения под коммерцию компаниями или частными предпринимателями. Но, в целом, это такая же часть здания, как и остальные. Это значит, что у них должны быть законные владельцы со всей необходимой документацией.
На владельцев таких строений распространяются обязанности и требования, которые соответствуют тем, что используются ко всем собственникам квартир дома. А это означает, что и оплата за коммунальные услуги для них проводится на общих основаниях. Если их нет, то оплата устанавливается по средним расценкам или происходит согласно показаниям счетчика.
Владельцы таких помещений должны перечислять средства на нужды дома. Они практически участвуют в жизни дома вместе с остальными жильцами. Это может быть ремонт или замена различных систем.
Иногда некоторые помещения, которые входят в состав общего имущества: подвалы или встроенные цокольные помещения, кладовые переходят в разряд нежилых. Тут нужно опустить момент о законности такого изменения помещений и дальнейшую их покупку заинтересованными лицами.
Когда помещения не числятся нежилыми, то они относятся к таким, что входят в состав всего домового имущества, и плата за услуги обслуживающих компаний, которые предоставляются в этих помещениях, будут делиться на всех проживающих в МКД.
Подробнее о том, чем жилые помещения отличаются от нежилых, читайте здесь.
Для таких типов помещений выдвигают ряд важных требований, которые направлены на то, чтобы защищать интересы каждого жителя дома.
Владелец нежилого помещения должен согласовывать все этапы строительства и ремонта с местными органами власти и санитарными службами. Проектировкой и строительством должны заниматься только специалисты, у которых есть опыт в подобном строительстве.
Как узнать площадь жилых и нежилых помещений в МКД? Площадь МКД состоит из общей площади всех квартир и помещений. Учитывается также общедомовая территория.
К ней относят:
Все данные должны быть занесены в техпаспорт строения, который хранится в ТСЖ или управляющей компании. Обычно каждый владелец квартиры в определенном доме может попросить предъявить такие документы и даже снять копии для личного пользования.
Рассчитать площадь очень важно для оплаты за коммунальные услуги, например, отопление (ведь часто обогрев лестничных площадок разбивают на всех жителей дома).
Если говорить о площади нежилых помещений в больших домах (более 100 квартир), то она представляет собой сумму площадей всех секций, при этом замеры проводят внутри помещения, а балконы и лоджии из расчета исключают. Для них применяют отдельные низкие коэффициенты: 0,6 (балкон) и 0,4 (лоджия).
Для решения такого вопроса стоит брать во внимание ст. 290 ГК РФ об общем имуществе владельцев помещений в МКД. Статья указывает, что собственники квартир владеют всеми помещениями дома, всеми конструкциями строения, а также оборудованием за пределами или внутри квартир, которые находятся на балансе обслуживающей компании.
Статья 290 ГК РФ. Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме
Если говорить о нежилых помещениях, то их собственником может быть практически каждый. Нежилые помещения обычно находятся на балансе фирмы застройщика и продаются наравне со всеми квартирами. Покупать нежилое помещения может каждый желающий (о сделках с нежилой недвижимостью читайте здесь). О том как оформить и какие нужны для этого документы, стоит узнать более детально.
Для согласования получения права собственности нужно составить проект. Этим должны заниматься специалисты, у которых есть допуск к СРО. Они проведут осмотр здания, составят отчет, проведут замеры и нарисуют план будущего входного проема, лестницы и других обязательных конструкций. Для этого необходимым будет тех. паспорт помещения (о том, где взять техпаспорт и чем он отличается от техплана, читайте тут).
В жилищную инспекцию нужно предоставить документы, которые позволят получить разрешение:
Разрешения, сбор и заполнение бумаг, посещение всех инстанций, может занять много времени. Каждый случай индивидуальный, поэтому нет никаких четких временных рамок. Среднее время заполнения всех нужных бумаг и подписание их занимает от 2 месяцев до 1 года.
Стоимость процедуры также индивидуальна. Примерные цены такие (брались в среднем по регионам):
Если власть по месту проживания отказала, или отказали жильцы дома, то выбить согласие можно исключительно через суд. В любом случае, должны быть названы причины отказа.
Если причина не является явной и четкой, и вы знаете, что все было сделано согласно правилам, нужно написать заявление в необходимые инстанции и уведомить суд, предоставить к заявлению: сканы всех документов, которые необходимы для согласования обустройства входа в помещение, а также копия отказа от органов власти.
Такой процесс может забрать много времени и средств. Именно поэтому, очень важно сразу серьезно отнестись к вопросу строительства и планировки помещения, чтобы потом не было разбирательств.
Перед походом в суд, необходимо изучить список запрещенных мер по строительству и перепланировке. Если работы, которые вы провели, не отвечают строительным нормам, то писать заявление нет смысла, нужно устранять все погрешности, допущенные во время работы. При проведении отдельного входа стоит доверять работу только профессионалам, которые качественно проведут все работы, согласно законодательству.
Дальнейшее разбирательство с тем, что будет с недвижимостью, будет происходить в судебном порядке. Именно по этой причине власти советуют внимательно следить за тем, чтобы владельцы нежилых помещений имели документы на право владения собственностью.
Процесс приобретения и оформления нежилого помещения зачастую занимает много времени и сил, уже не говоря о средствах. Все свои действия нужно постоянно согласовывать с определенными службами, а любое нарушение правил будет строго караться. И хоть этот процесс не самый приятный, в будущем помещение может приносить неплохой доход.