Будет интересно

Заключение эксперта силами заказчика по 44 фз образец

Заключение эксперта силами заказчика по 44 фз образец

Необходимость экспертизы

Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регламентировано, что экспертиза производится при реализации приёмки товара, итога оказания услуг или выполнения работ заказчиком.

Закон не указывает на исключения, а это значит, что экспертиза должна осуществляться по абсолютно всем контрактам, а тогда, когда его условиями было предписано поэтапное осуществление установленных обязательств — по каждому новому этапу производится отдельный контроль.

Экспертиза по 44-ФЗ делается даже для тех контрактов, объект которых проверить затруднительно. Например, для контракта на поставку электроэнергии заказчиком должен проверяться факт соответствия поставляемой энергоэнергии условиям подписанного договора. Основания не проводить экспертизу отсутствуют даже в таких случаях.

В соответствии с п.1 ч.1. ст. 94 44-ФЗ, экспертиза проводится перед непосредственным подписанием акта приёмки продукции. Следовательно, в тех случаях, когда приёмка заказанного товара ведётся периодически, проверка осуществляется перед каждой отдельной поставкой.

От правильно реализованной процедуры приёмки товара зависит вероятность полноценной защиты законных интересов в суде, поэтому к данному этапу стоит отнестись ответственно.

Внешняя экспертиза

Законом предусмотрены следующие случаи выполнения экспертизы внешними исполнителями:

  • отсутствие в штате специалиста, способного оценить и провести приёмку итогов осуществления контракта;
  • личное желание заказчика;
  • наличие проводимой закупки в перечне постановлений Правительства, касающихся удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

До 31.07.2019 ч. 4 ст. 94 № 44-ФЗ предписывала заказчику в обязательном порядке проводить экспертизу с участием внешних специалистов в тех случаях, когда закупка осуществляется у единственного поставщика. На настоящий момент данная норма не действует.

В подавляющем большинстве возможных случаев инициация внешней экспертизы — преимущество для заказчика, зафиксированное как его право, а не обязанность. Главные требования к осуществляющему свою деятельность внешнему специалисту — возмездность осуществляемых им услуг и его компетентность. Оплата осуществляется заказчиком.

Задачи эксперта:

  • оценить соответствие закупки ТЗ заказчика, а также нормам и стандартам, которые установлены для этого вида закупок на государственном уровне;
  • сопоставить действительные характеристики товара с заявленными в документации;
  • проверить качественность и целостность упаковки;
  • удостовериться в правильных условиях транспортировки, а также хранения.

Тогда, когда речь ведётся о контроле результата оказания услуг, проектных и иных работ, оценка производится по регламентам технического задания. Проверка итога оказанных работ затрагивает в том числе их объёмы, сроки и качество.

Сторонние эксперты могут запрашивать документацию, имеющую непосредственное отношение к реализации контракта. В свою очередь, заказчик обязан эти бумаги предоставить.

По окончании экспертизы издаётся итоговый акт экспертизы по 44-ФЗ, он же заключение, где по каждому пункту выносится вердикт. Если решение экспертов отрицательное, ими даются рекомендации по ликвидации недостатков, а также устанавливается срок решения проблемы и ответственные лица.

Внешняя экспертиза предпочтительней внутренней в тех случаях, когда ведётся приёмка сложных товаров, так как эксперты на местах не всегда могут обладать знаниями и умениями для того, чтобы заметить недостатки исполнения контракта.

Однако, если вы уверены в своих сотрудниках, а законом не предписано обязательное выполнение внешней экспертизы, вы можете произвести её самостоятельно.

Экспертиза своими руками

Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ существенно бережёт силы, финансовые ресурсы и время заказчика.

Чётких требований для внутреннего эксперта в 44-ФЗ не содержится, поэтому в его качестве может выступить любое должностное лицо со стороны осуществляющего приёмку заказчика, назначенное на эту должность приказом или распоряжением руководителя.

Ещё в качестве эксперта также могут выступать:

  • члены закупочной комиссии;
  • контрактные управляющие;
  • иные сотрудники контрактной службы.

Письмо Минэкономразвития России от 11.04.2014 N Д28и-477 подтверждает то, что заказчик не обязан располагать экспертами по определённым направленностям деятельности.

Внутренняя экспертиза товара по 44-ФЗ представляет собой обязательный этап приёмки. Невыполнение этого предписания закона влечёт административную ответственность, а также большие риски для заказчика, поэтому лучше отменить приёмку, чем провести её без экспертизы.

Без оформленных итогов экспертизы своими силами по 44-ФЗ невозможна защита интересов заказчика в суде, поскольку доказать нарушения, совершённые исполнителем при поставке, испорченный товар, неправильно выбранные работы или недобросовестно оказанные услуги будет невозможно.

Порядок проведения внутренней экспертизы

Этапы проведения следующие:

  1. До начала экспертизы должен быть издан приказ об учреждении экспертной комиссии. Она должна состоять не менее, чем из 5 человек, обладающих соответствующей компетенцией. В изданном приказе экспертная комиссия обязана прописать все основные данные контракта: реквизиты, этапность, сроки исполнения.
  2. На следующем этапе в течение обозначенного периода времени производится экспертная проверка результатов исполнения контракта.
  3. По итогам проверки комиссией оформляется акт приёма-передачи или заключение экспертизы. В них заполняется перечень проведённых работ, сроки исполнения обязательств, наличие претензий сторон.
  4. При наличии жалоб со стороны заказчика он отказывается от приёмки товара до устранения поставщиком недостатков.
  5. По окончании подведения итогов экспертизы заказчиком формируется отчёт, в котором отражается информация о надлежащем или ненадлежащем исполнении заказчиком своих обязательств.
  6. На последнем этапе документ, отражающий итоги работы комиссии и отчёт публикуются в единой информационной системе (ЕИС).

Выполнение всех указанных этапов и условий является строго обязательным. Несоблюдение требований закона ведёт к невозможности защиты интересов в суде. Для правильного проведения экспертизы ответственные лица должны заранее ознакомиться с нормативами, стандартами, инструкциями и регламентами, нужными для оценки объекта экспертизы.

Акт приёмки и заключение экспертной комиссии

В акте приёмки должны быть отражены следующие сведения:

  1. Документы, составленные в процессе произведения экспертизы и обоснованные выводы экспертов.
  2. Изданное на основании экспертизы заключение приёмочной комиссии.
  3. При несоответствии итогов реализации контракта — информация обо всех обнаруженных недостатках.
  4. Полный перечень товаров (услуг, работ) с перечислением их стоимости.
  5. Подпись уполномоченного представителя комиссии.
  6. Подпись исполнителя.

В тех ситуациях, когда исполнитель отказывается подписывать акт приёма-передачи, заказчик может принять итоги контракта в одностороннем порядке.

Заключение экспертной комиссии является основанием подписания акта приёмки и должно соответствовать следующим принципам:

  1. Законность. Этот принцип означает, отражённые в заключении сведения не нарушают законы РФ, а также права сторон.
  2. Объективность. Речь идёт о сведении к минимуму субъективных фактов, искажающих положение дел.
  3. Обоснованность. Это означает, что решение должно приниматься с учётом всех фактов, но абстрагировано от личного мнения и пожеланий.

По аналогии с внешней экспертизой, по окончании внутренней проверки эксперты ставят оценку о соответствии или несоответствии товара (работ, услуг) условиям, которые были прописаны в контракте.

При обнаружении нарушений экспертами выносятся рекомендации по их ликвидации, устанавливаются сроки и ответственные лица.

В заключении экспертов (акте экспертизы) должны содержаться следующие сведения:

  • данные о заказчике и компании, оказывающей услуги (поставку товаров, осуществление работ);
  • сведения о заключённом договоре;
  • информация о выполнении обязательств;
  • должности и Ф.И.О. экспертов;
  • меры оценивания;
  • выводы о соответствии объекта экспертизы требованиям;
  • список найденных нарушений (если подобные были);
  • дата составления документа и подписи экспертов.

Данные формы документов не являются единственным доказательством выполнения поставщиком своих обязательств. Но в тех случаях, когда поставщиком не были своевременно устранены выявленные нарушения, именно акт приёмки и экспертное заключение с предписанием исправить обнаруженные недостатки станет главным аргументом в судебном процессе, дабы обязать недобросовестного поставщика поставлять продукцию в соответствии с контрактом.

Штрафы

При совершении правонарушений, связанных с проведением экспертизы по 44-ФЗ, в соответствии с ч. 8–10 ст. 7.32 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», на должностных лиц налагаются следующие штрафы:

  • в ситуациях, когда субъект не исполнил предписание закона о назначении экспертов или экспертных организаций, создании комиссии, налагается штраф, размер которого может достигать 20 000 рублей;
  • отсутствие документов о приёмке, либо мотивированного отказа от их составления также влечёт накладываемый административный штраф до 20 000 рублей;
  • осуществление приёмки при несоответствии объекта условиям контракта тогда когда выявленное нарушение условий контракта не было устранено исполнителем и повлекло последующую трату средств бюджета РФ или уменьшение числа поставок товара, объёма выполняемых работ или оказываемых услуг для снабжения государственных и муниципальных нужд, — влечёт за собой административный штраф для должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

Привлечь к административной ответственности по таким основаниям можно в течение 1 года с момента совершения правонарушения.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *