В случае нарушения законных интересов и прав граждан требуется обращение в соответствующие инстанции. Если обращение заявителя остается без ответа, то необходимо направить обращение в прокуратуру. Основания и порядок подачи жалобы в прокуратуру — далее в статье.
Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением закона со стороны органов правопорядка, контроля и управления. В случае неправомерных действий или бездействия поднадзорных структур, следует направить обращение в прокуратуру для восстановления законных прав и интересов граждан. Основанием для обжалования служат неправомерные действия со стороны:
Органы прокуратуры не несут ответственность за соблюдение закона физическими лицами, а осуществляют надзор за деятельностью поднадзорных структур. В таком случае необходимо направить жалобу в правоохранительные органы или иные ведомства контроля и управления. Их неправомерные действия (бездействие) можно обжаловать в прокуратуре.
Основаниями для формирования обращения в Генеральную прокуратуру дополнительно служат следующие категории правонарушений (п. 3.8 Инструкции):
По согласованию с управлением Генеральной прокуратуры к рассмотрению принимают жалобы в отношении решений суда. Здесь же рассматриваются обращения:
Общие правила оформления обращения отражены в Разделе 2 Инструкции. Жалоба оформляется как в письменной, так и в электронной форме. Документ направляется в подразделение прокуратуры при личном обращении, почтовым сервисом, посредством сети Интернет. Согласно п. 2.8. Инструкции, письменное обращение гражданина обязательно содержит:
В регламенте отражены особенности, которые влияют на порядок и условия рассмотрения обращения в зависимости от его формы и содержания:
Разъяснения о корректировке жалобы направляются заявителю в течение 7 дней со дня регистрации обращения. Документ оформляется в 2-х экземплярах, где на копии гражданина ставится отметка о принятии. В подтверждение доводов заявителя предоставляются документы или иные доказательства, свидетельствующие в пользу его позиции.
Исходя из абз. 3 п. 2.8 Инструкции, отсутствие контактных данных заявителя не препятствует рассмотрению жалобы по существу. Такое обращение будет принято к производству или списано в общем порядке в соответствии с Инструкцией. Однако уведомление о результатах рассмотрения заявителю не направляется. Если жалоба содержит сведения о свершившемся или подготавливаемом преступлении, то она передается на рассмотрение в правоохранительные органы без уведомления адресанта.
В случае электронной формы заявления на официальном сайте подразделения прокуратуры сведения о заявителе отмечены как обязательные поля, поэтому не получится направить заявку без их заполнения.
Направить жалобу можно как при личном обращении, так и через интернет. Допускается отправка письма почтовым сервисом. Предварительно заявителю необходимо собрать документы, подтверждающие его доводы:
При личном обращении необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность.
При личном визите гражданину необходимо выбрать районное подразделение прокуратуры по месту обжалуемых действий (правонарушения). Затем необходимо перейти на официальный сайт ведомства либо уточнить график работы, приема и телефон. В дальнейшем заявителю необходимо:
Сотрудники прокуратуры проводят проверку сведений, указанных в заявлении, а также рассматривает жалобу по существу. При необходимости осуществляется дополнительная проверка. По итогам обращения жалоба может быть:
Если предмет обжалования не находится в компетенции прокуратуры, то обращение перенаправляется в компетентное ведомство с уведомлением заявителя.
Подать жалобу через интернет можно на официальном сайте подразделения районной либо городской прокуратуры по месту обжалуемых действий. Необходимо перейти на главную и выбрать вкладку «Интернет-приемная», затем заполнить форму электронного обращения. На примере официального сайта прокуратуры города Москвы:
В дальнейшем необходимо ожидать рассмотрения жалобы в срок, установленный законодательством. Уведомление о решении будет направлено на электронную почту, указанную в обращении. При отсутствии на сайте формы интернет-приемной необходимо направить жалобу на электронную почту районного подразделения прокуратуры.
Обращения граждан регистрируются в течение 3-х дней с момента передачи (п. 2.3 Инструкции). В разделе 5 Инструкции разъяснены сроки рассмотрения обращений в зависимости от следующих обстоятельств:
При необходимости продления срока гражданин уведомляется по адресу, указанному в заявлении. Общий срок рассмотрения не может превышать 30 дней.
Действия контрольных инстанций могут быть обжалованы в прокуратуре:
Обращения рассматриваются в сроки, установленные законодательством, с последующим уведомлением заявителя.