Эти же сферы являются наиболее финансируемыми государством.
Наряду с этим, лицо может быть привлечено к ответственности за нарушения порядка информирования об аффилированности:
за непредоставление информации, в том числе в требуемый срок. Если обществу с ограниченной ответственностью, хозяйствующим субъектам, предприятиям нанесен ущерб по вине аффилированного лица, он должен быть возмещен виновником в полном объеме. Возмещаются как собственно ущерб, так и упущенная выгода;
за отсутствие списка аффилированных лиц либо ненадлежащее его ведение предусмотрена административная ответственность по статье 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция по которой предусматривает назначение наказания в виде штрафа в размере от 200 до 300 тысяч рублей;
за нарушение требований о сделках с заинтересованностью.
Например, генеральный директор ООО «Альфа» и директор ООО «Бета» являются братьями – они аффилированы.
Также закон устанавливает аффилированность для близких родственников (супруги, дети, родители) и лиц, связанных отношениями по усыновлению и опеке. То есть если супруга гендиректора ООО «Вега» является соучредителем в ООО «Гамма», эти компании аффилированы.
Информация об аффилированности важна для любого бизнеса по нескольким причинам.
Нормативный акт: Закон Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”»
Дата вступления в силу: с 04.02.2024 (за исключением положений, которые вступят в силу с 04.05.2024 и 04.08.2024)
Закон Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”» (далее – Закон № 354-З) предусматривает существенные изменения Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках), а также вводит ряд новелл. Например, нормы, определяющие правила участия в государственных закупках (далее – госзакупки) лиц, признаваемых аффилированными.
Таким образом, знание об аффилированных связях необходимо для принятия взвешенных бизнес-решений, управления рисками, выстраивания взаимоотношений с контрагентами и госорганами.
Наличие аффилированных связей и понимание того, может существенно повлиять на развитие бизнеса как в позитивную, так и в негативную сторону.
С одной стороны, аффилированные компании имеют возможность выстраивать выгодное партнерство, координировать бизнес-процессы, оптимизировать налогообложение.
Согласно нему, заказчик торгов может ограничить количество, категорию участвующих лиц для государственных закупок. Он вправе привлекать изготовителей с аффилированными с ними лицами, четко обоснует потребности на ввод ограничения.
По суждению ФАС, аффилированные субъекты могут заключать договоры фиктивным образом. Это помогает им получать максимальные баллы опыта и оказывать впоследствии схожие услуги.
Участники закупки баллов не получают. Специалисты антимонопольной службы считают действия комиссии незаконными.
Один из наиболее часто встречаемых признаков аффилированности – близкие связи, когда родственники или друзья выступают представителями, выгодоприобретателями или посредниками; являются владельцами значительной доли акций юридического лица, которое получит прибыль в результате совершения сделки; находятся на руководящей должности в организации, являющейся конечным получателем дохода со сделки.
Аффилированные участники вправе вести совместную экономическую деятельность, но не должны выходить за рамки антимонопольных норм и требований антикоррупционного законодательства, скрывать факт своей связи от партнеров, что поможет последним своевременно определить риски при заключении сделки.
В этой связи при проведении аукционов в Российской Федерации обязательны проверки их участников на аффилированность.
Таким образом, «признаки аффилированности» заключаются в наличии возможности оказывать влияние на бизнес.
Более подробно в законе перечислены лица, которые считаются аффилированными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. К примеру, для юридического лица аффилированными будут:
Таким образом, закон достаточно четко определяет «признаки аффилированности» для разных субъектов предпринимательской деятельности.
К аффилированным относятся лица, которые имеют возможность оказывать влияние на деятельность других юридических или физических лиц.
С 01.07.2021 вступили в силу изменения по работе с реестром недобросовестных поставщиков (закон № 539 от 30.12.2020). В связи с этим в РНП перестанут вносить учредителей корпоративных юрлиц, начнут вводить в реестр информацию об участниках, которые способны влиять на деятельность этого юридического лица. Под такими участниками понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом владеют более чем 25 % акций (долей, паев) корпоративного юридического лица.
Лицо признается аффилированным согласно ст.
4 Закона РСФСР № 948-1 от 22.03.1991 о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Л� #߃qM��k’��,�[#�ā~_DB��R_�5-�]��J?�1�`���,`+��o����,����4N����� Vy�H���������`�)O��#-�G��_^z^3��!���0#2n���B�d���W��]’�0�]��7U�`1f�m��6(�P�A)VL٥`1�n��@�םz�U3�O��p6�T!��T_�a1h=8�hب�l������ bm$�)��2��/� �2RM�`�*�&����]r���x������i:��a��p��O�8��7dBWt�Y�F�e��F����Y�:���!���%��’N+�~�Zpl�棟i,��t]q(���u��]4����8��^���� mzBb�TBL#�,����,�+X�t,m2�}#��t����L `$�9��*��[�� 8�mt4AP���lj��e�6��@s������\�`��6x��!����|�*�S` ��יh��X�&�X��X�ȼ�Sp �#2�� �^���p�<��V5� ��9zbݧ�- �D����^�y���k�_�N�,�SK3��{�NҗKQ�����sf1�C#�`���”{�H� p8Ǭ�Y^Q��-+T���6�L�����[�`��’wH,b��3��ʸw��f�0 gHn�OܔE�4��Q8��Q�1���f3#��*���b��Y�K�{go�y l�a65a��� ��f�]���o��̞%�/�A�#�ɘY/q ���1Vtg��I%�!��U-Z��U8��=�0WA2���)�H�iX���qRj/”��C���/���o��� �ע���F��� �%ˆ�^�\��N7��k%��q o�tԫ������[P�Z�p#��”�㑼�E|<���tfы��\g�����uV�Մ0$�������N��r�Nٷ%�J��B����B09x�&�%�%�̭&�_�f���FT�S”WJ ���SbE5i)�K.�2M�q�����C�cQ�Sf�rf������6�.
Анализ (проверка) участников закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных нужд
на предмет аффилированности
С помощью интернет сайта “rusprofile.ru” можно проверить соответствие участников закупки (по ИНН, ОГРН, ОКПО, названию организации) требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Открываем сайт в сети Интернет
В поисковом окне вводим название организации-участника закупки (или ИНН, ОГРН, ОКПО)
Получаем информацию об организации-участнике закупки
Анализируем полученную информацию на предмет соответствия участника закупки требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.
Если информация об аффилированности лица не внесена в соответствующий список, не опубликована или преднамеренно утаивается, это может стать поводом для отмены сделки, в которой не проведена специальная процедура одобрения;
за нарушение порядка ценообразования. Продажи товаров или услуг между взаимозависимыми лицами всегда привлекают пристальное внимание контролирующих, в том числе налоговых органов. Аффилированное лицо имеет все возможности повлиять на то, чтобы цена была значительно снижена или, наоборот, увеличена по сравнению с рыночной.
Поэтому подобные сделки подвергаются дополнительным проверкам, и в случае выявления нарушений на аффилированное лицо накладываются штрафы, пропорциональные недоплаченным/переплаченным в процессе сделки суммам;
за вывод активов из аффилированных компаний с целью их преднамеренного банкротства.
Аффилированными участниками сделок допускаются нарушения порядка заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на сумму закупок до 100 тысяч рублей, предметом исполнения по которому фактически являются работы, по своей сути образующие единую закупку, цена которой превышает 100 тыс. руб., в связи с чем, такая закупка подлежала осуществлению конкурентным способом.
Имеют место случаи заключения дополнительных соглашений об изменении сроков исполнения работ при отсутствии объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению контрактов.