Покажите пальчиками, как «Болтунья» будет двигаться.
– Кто покажет на инструменте?
– Сравним ваши предположения с музыкальным произведением.
С. Прокофьев, А. Барто «Болтунья»:
– Какой была музыкальная интонация? (суетливая, болтливая, озорная, забавная, игривая и т.д.)
– Похожа музыкальная интонация на ваше музыкальное описание?
– Какую связь можно выявить между музыкой, литературой и ИЗО?
2)Выявление музыкальных интонаций через образ «Графа Вишенки» из детского спектакля «Чиполлино» (5 минут):
1. Работа с учебником:
– Кто изображён в учебнике на стр. 33? (Граф Вишенка…).
– Более подробно разгадать персонаж поможет отрывок из детского спектакля «Чиполлино».
В этой пьесе композитор посмеивается над необычным танцующим героем. Послушайте и определите, какой танец, и кто его исполняет? Где было зерно-интонация? ( Звучит пьеса«Слон», дети выполняют пластические движения).
-Кого изображала музыка?
Ответы детей.
-Посмотрим мультфильм и точно узнаем, правильно ли мы отгадали.(дети смотрятвидео «Слон»)
-Какая была интонация?
-Интонация была изобразительной.
-Почему?
-Она изображала, как слон медленно и тяжело переваливается.
-А можно сказать, что интонация выражала чувства слона?
-Можно.
-Какие?
-Слон, может- быть пошёл на прогулку, задумался.
-Какой инструмент подчеркнул характер и изобразил таким слона?
-Инструмент контрабас.
-Характер музыки радостный, немного шутливый.
-Лад музыки мажор.
-Правильно. У Сен-Санса вальс танцует слон.
Н.Римский–Корсаков “Полет шмеля” (аудиозапись)
7. Жанровая принадлежность интонаций – III принцип.
К.Ф.Э Бах “Полонез” – (исполняется учащимся) работа над интонационной выразительностью исполнения.
8. Стилевые особенности интонаций – III принцип.
Р.
Петерсон “Автомобиль” – (исполняется учащимся) эскизная работа над произведением.
В основной части урока происходит работа над произведениями из репертуара учащегося. Учащийся, используя данные классификации мелодий, рассказывает к какому типу и виду относятся те или иные интонации, каков их характер, стилистические особенности, штриховая и динамическая палитра. Используя весь этот “арсенал”, происходит художественная работа над интонациями.
4.
То есть, одна и та же интонация преобразится целиком и полностью, поскольку у неё определяется другое художественное назначение.
Сегодня мы убедимся в этом на примере музыки оперы «Борис Годунов» М. Мусорского.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Сцена Юродивого с мальчишками из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов»
1) Развитие темы
– Мы прослушаем с вами сцену мальчишек с Юродивым.
Прослушивая музыкальный фрагмент из оперы, обратите внимание, что в партии мальчишек есть и простые интонации (на которых строятся все детские кричалки), и законченные музыкальные песенные обращения к Юродивому, и интонационное улюлюканье наподобие подражательно-издевательских кривляний.
Тема четверти: В концертном зале.
Тип урока: урок-обобщение.
Вид урока: урок-анализ.
Цели урока: развитие эмоций, фантазии, воображения учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных, литературных произведений.
Задачи: научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов; закрепление понятий характер, интонация, темп, динамика, образ.
Методы: беседа, диалог, словесное рисование, графическое модулирование, сравнение.
Оборудование: аудиозапись, синтезатор, альбомные листы, цветные карандаши, иллюстрации к пьесам по мотивам картин В. Гартмана, портрет М.
IIчетверть
УРОК 3. Интонация и человеческие эмоции
Тема урока: Различение и классификация интонаций по жанровым истокам и эмоционально-образному содержанию
Цели и задачи:
определять выразительное значение музыкальной интонации;
исследовать зависимость смысла от интонации;
различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров;
исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки.
Музыкальный материал:
М.И. Глинка.
6
7
8
9
Организационный.
Мотивирование
(самоопределение) к деятельности.
Цель –активизация учащихся.
При помощи интонаций мы можем «увидеть» и услышать, как раньше жили люди, чем они занимались, какие у них были интересы.
Возможный вопрос учащихся: А почему же в царской семье звучат крестьянские игры-песни, как в последней прослушанной сцене из оперы «Борис Годунов», ведь это жецарскаясемья?
– А потому, ребята, что это тоже пример из жизни: на Руси даже в царских семьях мамки, кормилицы и прочая челядь по традиции делали детские народные игры и развлечения частью общения с царскими детьми, которым следовало знать, в частности, эту сторону жизни народа.
Слушают музыкальный фрагмент.
– Джульетта.
-Характер озорной, она бегает.
Слушают музыкальный фрагмент.
-Она бывает разной: легкой, мечтательной, влюбленной.
Работа в группах: «Художники», «Музыканты», «Литераторы», «Дизайнеры».
(Приложение № 1)
Презентация проектов каждой группой, обсуждение.
Обобщение по проделанной работе.
Выполнение упражнение на дыхание.
Распевание.
Проговаривание слов песни.
Исполнение песни И. Якушенко на слова М.
-воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся;
-освоение знаний об особенностях музыкального языка, о воздействии музыки на человека, о ее взаимодействии с жизнью и другими видами искусства.
Метапредметные умения ,которые будут формироваться в ходе урока:
Предметные умения: формирование умения проводить интонационно-образный анализ произведения.
Личностные: быть толерантным к чужим ошибкам, и другому мнению, уметь выражать и отстаивать собственное мнение, осознание алгоритма своего действия.
-Регулятивные: принимать и удерживать учебные задачи, включаться в процесс решения поставленных задач.
-Познавательные: с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний, осознавать необходимость нового знания.
Оборудование: компьютер, сd-проигрыватель, фортепиано.
Методы урока:
1.
Мусоргского.
Материал: учебник “Музыка” 4 класс.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.
На доске вывешен портрет композитора М. Мусоргского (рисунок 1) и иллюстрации к картинам В. Гартмана (с названиями пьес с обратной стороны, рисунок 2).
Рисунок 1
Рисунок 2
Учитель: Перед вами, ребята, портрет великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, создавшего множество прекрасных произведений. Мы с вами поговорим о его фортепианной сюите “Картинки с выставки”.