Система налогообложения в РФ основана на четких критериях: объекты, субъекты, налоговая база, ставка, порядок исчисления. Основные моменты правоприменения этих норм устанавливает ст. 17 Налогового Кодекса РФ. Например, оговаривается, что налоги положено исчислять за конкретный период (исключение составляют налоги разового характера). Разберем подробнее суть статьи, где и когда она применима на практике.
Ключевое в процедуре установления налогов и сборов – должен быть определен налогоплательщик и элементы налогообложения: объект, например, заработная плата или недвижимость, автомобиль, налоговая база (размер доходов, стоимость имущества). Этим подразумевается, что у гражданина есть официальная работа, квартира, зарегистрированная в Росреестре и т.д. Сам же он поставлен на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).
Подробнее:
Относительно порядка и сроков уплаты начисленных налогов применяют нормы ст. 174 НК РФ. Все перечисленное следует из основ, заложенных ст. 17 НК РФ. Подтверждают это и иные документы. Например, согласно Определению КС РФ №372-О-П от 15.05.2007 г. даже нулевая ставка по НДС является обязательным элементом налогообложения. Налогоплательщики не наделены правом применять ее самостоятельно или отказаться от ее использования.
Такие же выводы изложены в Определении ВС РФ №302-КГ14-8990 от 20.02.2015 г. Относительно сбора важно, чтобы был определен плательщик и элементы обложения. Есть аналогия с налогами, но есть и разница. Например, нет конкретного «универсального» перечня элементов. По каждому из видов сборов законодатель уточняет перечень отдельно. Подобные разъяснения приведены в Письме Минфина РФ №04-05-15/2.
Нормы ст. 17 НК РФ важно по той причине, что налог – необходимое условие для существования государства. Поэтому требования по его уплате являются безусловными. Как физические лица, так и организации не вправе распоряжаться той частью доходов и имущества, которые подлежат взносу в бюджет страны (независимо от уровня, федерального, регионального и пр.). Взыскание не может расцениваться как лишение собственности, т.к. является законным изъятием.
В то же время переплата не является налогом. Ей налогоплательщик вправе распоряжаться как любым другим имуществом – вернуть на банковский счет, оставить для зачета в будущие периоды и т.д. Отдельное внимание уделяют налоговым льготам. Такой элемент не является обязательным и применяется только по инициативе законодателя. Позиция государства в этом подтверждается Письмом Минфина РФ №03-05-04-01/42 от 27.08.2010 г.
Однозначно налоговая ставка и налоговые льготы являются разными элементами системы. Такая позиция озвучена в Письме Минфина РФ №03-05-05-01/50668. При отсутствии определения хотя бы одной составляющей налогообложения налог признается незаконно установленным, из-за чего обязанность его уплаты становится нелегитимной. Перед повторным начислением необходимо все недочеты устранить (определить, конкретизировать объект, его статус, права на льготы и пр.).
Нормы ст. 17 НК РФ напрямую упоминаются в судебных решениях относительно редко, т.к. статья лишь закладывает основы правоприменения подведомственных законов и НПА. Чаще рассмотрение дел в ключе анализа обобщенной нормативной базы осуществляется в судах второй и последующих инстанций. Например, при апелляции, кассации решения районного/городского суда.
Немалый объем исковых заявлений инициированных ИФНС «уходит в отказ» по причине исковой давности. Среди актуальных вопросов – применение льготных налоговых ставок, исчисление базы налогообложения, взыскание просроченных платежей по налогам и взносам.