Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!Узнать подробности
Главное правило бухучета — дебет должен быть равен кредиту. Это связано с тем, что деньги или активы не берутся откуда-то и не уходят куда-то. Простыми словами: компания со своего счета выплачивает зарплату сотрудникам. То есть деньги с расчетного счета уходят на карты работникам. Такой принцип ведения бухгалтерского учета называется двойной записью.
Организация получила оплату от клиента на сумму 300 тыс. руб. за ранее оказанные услуги. После этого она выплатила аванс сотрудникам в размере 174 тыс. руб. и провела оплату контрагенту в сумме 15 тыс. руб.
К примеру, если дебет компании больше кредита, положение предприятия очень хорошее. Аналогичная оценка актуальна при совпадении показателей.
Кредит, превышающий дебет, свидетельствует о дефиците бюджета.
Понять функции и особенности рассматриваемых проводок проще на примере. Итак, предприятие совершило оплату за партию продукции, доставленной поставщиком.
Дебиторская задолженность перед другими организациями увеличилась. Все изменения фиксируются на дебете счета №60. Данный счет отвечает за расчеты с поставщиками и прочими субъектами хозяйственной деятельности.
Активы предприятия, в связи с растратами, сокращаются.
При этом, чтобы нам было проще, ни денег, ни долгов, ни даже самих теплиц у вашей организации пока нет. Но зато уже есть покупатель, который хочет купить у вас три теплицы на общую сумму 100 000 рублей и оставить их (теплицы) у вас на хранение до весны.
В этом случае сумма уходит из кредита счета “Кошелек покупателя” и приходит дебету счета «Касса». Чтобы отразить это в бухгалтерском учете, надо взять оба этих счета и записать 100 000 рублей 2 раза:
Обратите внимание, что стоимость всегда уходит из кредита счета, а попадает в дебет.
Такой перевод стоимости называется двойной проводкой.Следовательно:
Дебет – это часть бухгалтерской проводки, указывающая на получателя средств. КрЕдит показывает источник, откуда поступили эти средства.
Дебетовое сальдо – это превышение итоговой суммы по дебет счету по сравнению крЕдитом.
Кредитовое сальдо – это превышение итоговой суммы по кредиту счета в сравнении с дебетом.
Рассмотрим пример.
Итак, вы решили открыть торговую точку по продаже теплиц.
Дело было осенью.
Рассмотрим простой пример. Расходы предприятия составили, в данном месяце, 100 000 рублей. Доходы его равны 150 000 рублей. То есть, баланс будет составлять 50 000 рублей.
Это самый примитивный пример, который в полной мере не отображает реальное ведение дел. Расходы и доходы включают в себя не только деньги, но и материальные ценности, оборудование и прочее имущество. Однако на примере денег проще понять особенности сведения дебета с кредитом.
Без приведенного бухгалтерского учета не обойдутся следующие предприятия:
Бухгалтерский учет необходим для любого зарегистрированного юридического лица.
Например, хлебозавод заказал услуги логистической компании по доставке хлеба в магазины, но пока не оплатил счет за доставку. У хлебозавода появилась кредиторская задолженность, то есть он должен отдать деньги, а логистическая компания получила дебиторскую задолженность, то есть ждет поступления денег.
Чтобы разобраться, вспомним значения слов:
Итак:
Дебетовый оборот — это сумма всех операций, которые увеличили активы компании за отчетный период.
Так вот, дебет и кредит – это и есть колонки этой самой таблицы.
Дебет – это левая сторона счета бухгалтерского учета.
Кредит – это правая сторона бухгалтерского счета.
Далее расскажем, что отражается по дебету и кредиту счета в зависимости от его вида.
По строению бухгалтерские счета подразделяются на:
Активные счета – это счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета активов компании. По дебету активного счета отражается увеличение актива, по кредиту – уменьшение.
Сальдо у активных счетов может быть только дебетовым.
В качестве примера активного счета можно привести счет 51 «Расчетные счета».
Сальдо у таких счетов может быть как дебетовым, так и кредитовым, а может и тем, и тем одновременно.
Представителем активно-пассивных счетов бухгалтерского учета является счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Например, организация приобрела материалы, но не оплатила их. В этом случае делается проводка Дебет счета 10 «Материалы» – Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». И в данной ситуации по кредиту счета формируется кредиторская задолженность перед поставщиком по оплате товаров.
То есть счет 60 выступает в качестве пассивного счета.
А чуть изменив ситуацию, счет 60 из пассивного можно сделать активным. К примеру, организация только планирует приобрести материалы и перечисляет аванс поставщику.
Дебетовый оборот – совокупность операций прихода денежных средств, а кредитовый оборот – отражает совокупность операций расхода денежных средств.
Для счета «Кошелек покупателя» кредитовый оборот составил 100 000 рублей, а дебетовый — 0.
«Касса»: дебетовый оборот — 100 000 рублей, кредит — 90 000 рублей.
«Р/с в банке»: дебетовый оборот — 90 000 рублей, кредит — 80 000 рублей.
«Поставщик»: дебетовый оборот — 80 000 рублей, кредит — 160 000 рублей.
«Склад»: дебетовый оборот — 160 000 рублей, кредит — 0.
Теперь остается вывести остаток, который получился по всем счетам. Эта величина будет называться «Итоговое сальдо». Чтобы посчитать сальдо, надо из большего оборота минусовать меньший.
Рассмотрим для примера «Р/с в банке».
Оборот по дебету составляет 90 000 рублей, а по кредиту — 80 000.
Бухгалтерские проводки будут выглядеть следующим образом.
Оплата от клиента:
Выплата аванса:
Покупка канцелярии:
Из данных счетов можно вычленить сведения о наличии денег на предприятии и их списании. Активные счета, в свою очередь, подразделяются еще на несколько категорий: для учета имущества компании, денежных средств, убытки общехозяйственного характера.
Они включают в себя и дебет, и кредит. Первый, в данном случае, отображает поступление денег в кассу, пополнение материалов на складах, наличие задолженностей перед предприятием у других фирм. Кредит отображает уменьшение материальных объектов и средств.
Рассматриваемые счета предназначаются для отображения источников средств компании, а также задолженностей и финансовых обязанностей перед надзорными структурами. Они подразделяются на категории: «НДС», «Расчеты с поставщиками».
Колонка с дебетом фиксирует сокращение капитала, налоговые отчисления, выплаты заработной платы.
Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни слышал такие слова, как «дебет» и «кредит». При этом даже не каждый начинающий бухгалтер сможет сходу дать определения этим понятиям. Так что же такое дебет и кредит простыми словами?
Чтобы понять, что означает «дебет» и «кредит», надо знать основное правило ведения бухгалтерского учета. Итак, по общему правилу бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухучета (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N402-ФЗ).
Каждый счет бухгалтерского учета представляет собой таблицу с двумя колонками (бухгалтеры еще называют эту табличку самолетиком).