Кроме того, закон должен назвать основное право с указанием статьи.
2. Ни в каком случае не может затрагиваться существенное содержание основного права».
Отсюда следует, что германский законодатель не вправе устанавливать ограничения основных прав, а может лишь в необходимых случаях конкретизировать конституционные ограничения.
Несколько иначе урегулирован этот вопрос в ч. 3 ст. 31 Конституции Республики Польша 1997 года: «Ограничения пользования конституционными свободами и правами могут устанавливаться только в законе и только в том случае, когда они необходимы в демократическом государстве для его безопасности или публичного порядка либо для охраны окружающей среды, здоровья и публичной нравственности или свобод и прав других лиц.
2. �������� ���������� ��������� ����� ����� �������� � ���� ���������� � ������ ��������������� ������ � ������ �������� ��������������, � ����� ����������� � �����������.
3. �� ����� ����� �������� � ���� ���������� ��������, ���������� ����� ���������������, � ����� ������������ � ������ ������� ������� �� ��������� ����.
4. �������� ���������� ��������� ����� ������ ������ � ��������������� ������.
5. �������� ���������� ��������� ����� ����� ����������� � ����������� ����������.
������ 33
�������� ���������� ��������� ����� ����� ���������� �����, � ����� ���������� �������������� � ������������ ��������� � ��������������� ������ � ������ �������� ��������������.
������ 34
1.
Поскольку права и свободы реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятельство обусловливает неизбежность определенных ограничений прав и свобод. Ограничения диктуются прежде всего необходимостью уважения таких же прав и свобод других людей, а также необходимостью нормального функционирования общества и государства, равно как и любого коллектива.
Однако любые ограничения допустимы в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены в конституциях.
Формулы конституционных ограничений прав и свобод разнообразны. Есть общие оговорки (генеральные клаузулы). Так, германский Основной закон устанавливает в ст.
19 общие правила реализации ограничений провозглашенных в нем прав и свобод:
«1.
Поскольку «ограничение прав и свобод человека и гражданина» — категория конституционная, для ее правильного использования в конституционном праве необходимо четко представлять содержательный и формальный аспекты указанного феномена. Без этого законодатель может издавать законы, объективно не обеспечивающие права и свободы человека и гражданина и их защиту, а правоприменитель — не представлять четких границ этих прав и свобод.
Важность и сложность названной конституционной проблемы означает, что ее изучение может быть осуществлено только в русле исследования основ прав и свобод человека и гражданина.
Предназначены для решения оперативных и других вопросов, обязательны для исполнения на всей территории России.
Прямое действие обозначает, что нормы Конституции применяются гражданами, организациями и государственными структурами наравне с другими законами при составлении исковых заявлений, расследовании уголовных дел, судебных разбирательств и иных случаях, касающихся общегражданских свобод.
Так, среди конституционных выделяют следующие основные гарантии:
Специфичным для данного направления деятельности является право прокурора рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод граждан, разъяснять гражданам порядок их защиты, принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод граждан, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
Содержание полномочий прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод граждан во многом идентично его полномочиям по надзору за исполнением законов органами исполнительной власти (их должностными лицами).
К ним можно отнести следующие: защита прав человека и гражданина в суде, в международных судах или соответствующих международных организация; институт Уполномоченного по правам человека; возмещение материального и морального ущерба, причиненных государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; право на правовую помощь и др.
Наиболее значимой гарантией прав и свобод выступает сформулированное в Конституции РФ положение о государственной защите прав и свобод, которое не исключает право граждан самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Центральное место в системе конституционно-правовых гарантий занимает право на судебную защиту. Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав и свобод [1].
УДК 34
Щенникова Анна Олеговна
Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; СТАТУС; ГРАЖДАНЕ; ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ; ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ; ПРАВОСПОСОБНОСТЬ; ДЕЕСПОСОБНОСТЬ; ADMINISTRATIVE LAW; STATUS; CITIZENS; RIGHT SUBJECTIVITY; RIGHTS AND DUTIES; LEGAL CAPACITY; CAPACITY.
Система гарантий реализации прав и свобод граждан представляет собой сложный механизм, который объединяет различные средства и способы, обеспечивающие наиболее благоприятные условия для претворения прав и свобод граждан в жизнь. Без них воплощение закрепленных в законодательстве возможностей граждан в реальную действительность было бы невозможно.
В юридической литературе проблема гарантий исследована достаточно основательно.
«О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» полномочный представитель наделен функциями по обеспечению защиты прав и свобод граждан[27].
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что Президент Российской Федерации обладает достаточными механизмами защиты прав и свобод граждан в случае их нарушения органами исполнительной власти или должностными лицами.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры.
В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г.
Согласно Конвенции обязательным условием принятия Европейским Судом обращений к рассмотрению является исчерпание всех внутригосударственных правовых средств защиты.
Кроме того, нередко сторонам спора удается достичь дружественного урегулирования конфликта до рассмотрения дела в Европейском Суде по существу. Важная роль в этом процессе принадлежит представителю Российской Федерации в Европейском Суде, статус которого определяется Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1998 г.
«
Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека»[30]. Он не только отстаивает интересы государства, но и участвует в дружественном урегулировании разногласий между участниками спора.
В числе поступивших в Европейский Суд по правам человека обращений из России была жалоба Ю.С.
Тайкова на длительные задержки с выплатой ему пенсии.