Регламенту МКАС), согласно которому арбитражный сбор – это сбор, уплачиваемый авансом по каждому поданному в МКАС иску и включающий гонорарный и административный сборы. Гонорарный сбор – это сбор для выплаты гонораров за рассмотрение дела, административный – для покрытия расходов по организации и проведению арбитражного разбирательства, в том числе общих хозяйственных расходов, связанных с деятельностью МКАС.
Регламент Третейского суда при ТПП РФ не включает в третейский сбор дополнительные расходы сторон – особые издержки, которые возникают в связи с разбирательством конкретного дела: расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе на оплату проезда к месту рассмотрения спора, по проживанию и т.п., если избранный стороной третейский судья имеет постоянное местопребывание вне места проведения заседаний в г.
4. Дискуссионным вопросом является вопрос об обложении третейского сбора налогом на добавленную стоимость (НДС). Например, позиция налоговых органов изложена следующим образом: денежные средства, полученные юридическим лицом, при котором в установленном порядке действует третейский суд, за разрешение споров в третейском суде, возникающих между сторонами третейского разбирательства, являются выручкой от реализации услуг, оказываемых третейскими судами на платной основе, учитываются при определении налоговой базы и подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке с выставлением соответствующих счетов-фактур не позднее пяти дней, считая со дня оказания услуг <1.
——————————–
<1 Сергеева С.
Третейские суды не входят в судебную систему РФ, их образуют сами спорящие стороны. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” (далее – Закон № 102-ФЗ) в России допускается создание постоянно действующих третейских судов и третейских судов для разрешения конкретных споров (п.
1 ст. 3 Закона № 102-ФЗ). Так, постоянно действующий при организации третейский суд считается образованным, если организация (п. 3 ст. 3 Закона № 102-ФЗ):
Расходы, связанные с рассмотрением дела в подобном суде, составляют третейский сбор. В частности, в него включается гонорар судей, суммы, выплачиваемые экспертам и переводчикам, расходы, понесенные свидетелями (п.п.
1, 2 ст. 15 Закона № 102-ФЗ).
В случае если правилами постоянно действующего третейского суда или соглашением сторон (при разрешении спора третейским судом ad hoc) размер гонорара третейских судей не установлен, то он определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного судьями на разбирательство, и любых других относящихся к делу обстоятельств.
В практике третейских судов присутствуют разные подходы к формированию гонорара. Так, Регламент МКАС Положения об арбитражных спорах и расходах устанавливает отдельный гонорарный сбор, который в зависимости от сложности дела, количества судей, наличия мирового соглашения может как увеличиваться, так и уменьшаться.
Статьей 7 Положения о третейском суде при ООО “Астахов, Хорошев, Зайнуллин и партнеры” установлена шкала гонораров третейских судей.
При последующей его уплате регистрационный сбор засчитывается в сумму арбитражного сбора и распределяется поровну между гонорарным сбором и административным сбором. Уплаченный по поданному исковому заявлению или ходатайству об обеспечении требования регистрационный сбор не подлежит возврату.
В пункте 3 ст.
6
2.
Диспозитивная норма п.
Статья 15. Состав расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде
1. Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, включают:
гонорар третейских судей;
расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора;
суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам;
расходы, понесенные третейскими судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения;
расходы, понесенные свидетелями;
расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение третейского суда;
расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства;
иные расходы, определяемые третейским судом.
2.
Пункт 2 рассматриваемой статьи определяет условия, при которых возможно возместить расходы по оплате услуг представителя и иные расходы, затраченные на третейское разбирательство, стороной, в пользу которой состоялось решение третейского суда, а также иные расходы, связанные с третейским разбирательством. Требуется одновременное выполнение двух условий:
1) волеизъявление стороны, в пользу которой состоялось решение третейского суда, путем заявления соответствующего требования в ходе третейского разбирательства;
2) удовлетворение заявления третейским судом.
Данная норма императивна, так как не предусматривает возможность изменения порядка возмещения понесенных расходов соглашением сторон или регламентом третейского суда.
Однако существуют судебные акты, содержащие противоположную точку зрения. Так, по одному из дел ФАС округа вПостановлении<1 указал, что “рассмотрение спора в третейском суде нельзя отнести к коммерческой деятельности, в том числе и к возмездному оказанию услуг, понятие которых дано вглаве 39Гражданского кодекса Российской Федерации, деятельность, которую осуществляет Третейский суд при Торгово-промышленной палате по существу является судебной деятельностью, плата, взимаемая при подаче иска (третейский сбор), по своей правовой природе является компенсацией судебных расходов, связанных с осуществлением правосудия третейским судом, и не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость”.
——————————–
<1 Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10 октября 2005 г.
3. Размер гонорара третейских судей определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими судьями на третейское разбирательство, и любых других относящихся к делу обстоятельств.
4.
В постоянно действующем третейском суде размер гонорара третейских судей определяется составом третейского суда в соответствии со шкалой гонораров третейских судей, предусмотренной правилами постоянно действующего третейского суда, а при отсутствии таковой – с учетом требований пункта 3 настоящей статьи.
5.
Налогового кодекса РФ (НК РФ) <1 к операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения), отнесены услуги, оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).
——————————–
<1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст.
5.
По вопросу, принимается ли к расходам организации уплата третейского сбора, разногласий на настоящий момент нет.
Так, письмом Управления Федеральной налоговой службы (УФНС России) по г. Москве от 22 августа 2006 г. N 20-12/74635 <1 определено, что состав расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, определен ст.
15 Закона. На основании данной статьи сумма третейского сбора, взимаемая при принятии третейским судом спора к рассмотрению, предназначена для покрытия расходов третейского суда.
——————————–
<1 Письмо УФНС России по г. Москве от 22.08.2006 N 20-12/74635 “Об учете для целей налогообложения прибыли доходов и расходов третейского суда, связанных с его деятельностью” // Московский налоговый курьер. 2006.
Распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде
Комментарий к статье 16
1. В пункте 1 комментируемой статьи установлено, что распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, между сторонами осуществляется по соглашению сторон, а при отсутствии соглашения – пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям.
В качестве иллюстрации можно сослаться на Регламент МКАС (параграф 6 Положения об арбитражных спорах и расходах), в котором распределение расходов осуществляется по тому же диспозитивному принципу: если стороны не договорились об ином, арбитражный сбор возлагается на сторону, против которой состоялось решение арбитража.