Плановая. Это ориентир, на который работает бизнес. Плановую себестоимость считают по результатам предыдущих периодов или по максимально возможным расходам.
Фактическая. С/с определяют по результатам прошедшего периода. Часто фактическую себестоимость сравнивают с плановой, чтобы определить, какие расходы были превышены и почему, как этого избежать в перспективе.
Сметная. Определяют на единичный проект или товар по индивидуальному заказу исходя из сумм, которые указаны в смете. Например, на строительство дома или изготовление мебели.
Чаще всего рассчитывается полная себестоимость — плановая и фактическая.
Любые издержки компании, так или иначе, можно добавлять в себестоимость товара. Существует несколько классификаций затрат.
НК РФв себестоимость нельзя включать отчисления на негосударственное пенсионное обеспечение, на оплату проезда к месту работы, а также на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей.
От отрасли зависит не только состав, но и структура себестоимости, или процентное соотношение различных групп расходов. Если у молокозавода основная статья затрат — это сырье, то у SaaS-сервиса или консалтинговой компании львиную долю себестоимости составляет заработная плата.
Себестоимость продукции постоянно меняется, так как складывается из множества составляющих. Поставщик изменил цену на сырьё или владелец помещения повысил размер арендной платы — все это отразится на показателе.
Методы учета затрат на производство:
Включает только прямые издержки, непосредственно связанные с производством. Это стоимость материалов, сырья, компонентов, прямого труда и других расходов, напрямую связанных с процессом производства. Она используется для внутреннего анализа и управления затратами.
В теории и практике экономического анализа достаточно долгое время эффективно используется такой инструмент, как концепция предельных (маржинальных) затрат. Предельными принято называть затраты на производство и реализацию последней единицы продукции.
классификация по отношению к объему производства (постоянные, переменные);
Калькуляция себестоимости — это расчет затрат на производство одной единицы продукции. В зависимости от ассортимента выпускаемых товаров, калькуляция может быть простой (для одного продукта) или сложной (для нескольких продуктов).
Основные задачи учета затрат и расчета себестоимости:
Выбор метода зависит от специфики производства, типа продукции и других факторов.
При расчете налога на УСН учитываются расходы, затраченные на производство или закупку товаров, то есть себестоимость. Невозможно корректно отобразить издержки, если компания не знает с/с. Возможные последствия:
фирма будет переплачивать государству, если из доходов вычитается неполная себестоимость;
компания будет платить слишком низкий налог, учитывая большую сумму расходов, чем есть на самом деле, из-за чего ФНС начислит штраф.
Расчетом себестоимости занимается бухгалтер.
Если предприниматель работает один, он может сам рассчитать с/с или нанять бухгалтера на аутсорсе для этой задачи.
Целью калькуляции является получение точного значения себестоимости товара или услуги для принятия рациональных управленческих решений.
Основой для учета затрат и калькулирования себестоимости служит система учетных документов. Она представляет собой набор документов, которые фиксируют движение материальных и финансовых ресурсов в процессе производства.
Первичным документом для учета затрат на производство является накладная на отпуск материальных ценностей со склада, в которой указывается количество и стоимость отпускаемых материалов.
Система учетных документов также включает акты выполненных работ (оказанных услуг) или приемки готовой продукции.
Актуальность темы исследования заключается в том, что верно спланированный учет затрат и корректное калькулирование себестоимости товаров или услуг помогают предприятиям формировать конкурентноспособные цены, анализировать рентабельность продукции и оценивать эффективность использования ресурсов.
Ключевые слова: затраты, калькуляция, производство, учетные документы, принципы учета затрат, методы контроля.
В современных условиях рыночной экономики, где конкуренция становится все более интенсивной, корректное определение себестоимости и контроль над затратами становятся ключевыми факторами успешности бизнеса.