Чтобы правильно продумать ассортимент, нужно ориентироваться на потребности целевой аудитории, а также не забывать о сопутствующих товарах. Для упрощения задачи можно пользоваться следующим чек-листом:
Отдельное внимание важно уделить определению ценовой категории продукции. Основная причина, почему все больше казахов делают покупки в онлайн-магазинах – более низкие цены.
Также на маркетплейсе можно размещать услуги – например, сервисы обслуживания на дому, IT, реклама, аренда и прокат и т.д.
Tomas предлагает партнерам 2 канала продаж – площадку и собственный сайт. Доступны встроенные и интегрируемые (Яндекс.Метрика) инструменты аналитики, маркетинга и возврата покупателей.
Сайт с собственным доменом можно сделать в конструкторе, есть мобильная версия и 100+ шаблонов.
Размещение на площадке платное.
Также через интернет активно продаются коляски, детская мебель.
При этом на долю розничной торговли приходится около 46%, сферы услуг – 34%, оптовых продаж – 20%.
Тройка товаров-лидеров выглядит так:
Судя по всему, тренд будет сохраняться в ближайшие годы. Причина – международные санкции в отношении России и политика параллельного импорта.
Уже наблюдается рост ввоза в Россию машин, оборудования, разных приборов и пр.
Например, в начале 2022 г. экспорт смартфонов из Казахстана в РФ увеличился в денежном выражении в 2100 раз – с $36 тыс. до $78 млн (в количественном выражении – в 330 раз). Аналогичная ситуация в сегменте процессоров, контроллеров и других товаров.
При этом многие россияне покупают товары не у крупных российских ритейлеров с огромными наценками, а напрямую на казахстанских маркетплейсах.
Большинство интернет-магазинов в Казахстане перепродают товары, закупленные в Китае через AliExpress, либо работают с дистрибьюторами. Контакты дистрибьюторов легко найти в онлайн-каталогах, которые есть в свободном доступе в сети.
Параллельно с поиском поставщиков нужно определиться со схемой работы онлайн-магазина.
Есть 2 основные схемы: закупка товаров на свой склад с последующей реализацией и дропшиппинг. Дропшиппинг подразумевает поставки покупателям напрямую со склада производителя или дистрибьютора.
Если планируется открыть интернет-магазин со складом, с большой вероятностью придется закупать весь ассортимент по 100% предоплате.
Идеально, если можно будет оплатить заказ онлайн с банковской карты и электронных кошельков, а также рассчитаться наличными при получении заказа.
Доставку можно осуществлять собственными силами (своей курьерской службой), почтой (KazPost), транспортными компаниями. Если же склад интернет-магазина расположен в большом городе, также можно предложить покупателям забирать заказы самостоятельно (самовывозом).
Начинающим предпринимателям нужно понимать, что в первые дни и недели много заказов в новом интернет-магазине не будет. Чтобы вывести свой онлайн-магазин на первые позиции в Google и привлечь покупателей, необходимо комплексно продвигать сайт.
Товары доставляются на всей территории Казахстана.
Сайт: https://kz.wildberries.ru
Крупнейший российский маркетплейс, работающий в Казахстане.
На площадке размещено свыше 800 тыс. брендов и 44 млн товаров. Каждый день сайт посещают более 20 млн клиентов. Wildberries работает со всеми категориями товаров:
Чтобы стать партнером ВБ, нужно зарегистрироваться на сайте и предоставить нужные документы (договор, реквизиты счета).
После этого можно загружать товары на площадку.
В Казахстане Wildberries работает с поставщиками по схемам FBS (продажи со своего склада) и FBO (продажи со склада ВБ). DBS (самостоятельная доставка покупателю) пока не доступна.
Kaspi.kz
Сайт: https://kaspi.kz
Крупнейший маркетплейс Казахстана, который посещают более 11 млн клиентов в месяц. Ассортимент площадки насчитывает десятки тысяч товаров в разных категориях, например:
Чтобы открыть магазин на Kaspi, нужно быть ИП или ТОО с официальной регистрацией и документами, подтверждающими происхождение товара.
Для сотрудничества с площадкой достаточно скачать приложение Kaspi Pay, открыть счет и подписать документы онлайн – и можно загружать свои товары и ждать заявок от покупателей. Товары доставляются по всему Казахстану.
Комиссия маркетплейса – от 5% до 11% (зависит от сферы деятельности компании).
Можно продавать в рассрочку и кредит.
Несмотря на то, что на одном и том же маркетплейсе могут покупать товары разных ценовых сегментов, их основная ЦА может отличаться. Лучший пример – Lamoda и AliExpress. Первый предпочитают любители дорогой брендовой одежды, в то время как на втором чаще покупают недорогую одежду из Китая.
Не все маркетплейсы работают со всеми категориями товаров. Та же Lamoda специализируется на одежде, обуви и аксессуарах (в меньшей степени – на косметике и парфюмерии).
Сюда входит комиссия, модель сотрудничества (FBS, FBA и пр.), плата за доставку, штрафы за возвраты, отмены, хранение товаров и пр.
Выбор площадки будет индивидуален в каждом конкретном случае. Если вы планируете работать исключительно по Казахстану, стоит обратить внимание на локальные маркетплейсы – например, Kaspi и SATU.
Всех потенциальных поставщиков можно разделить на 3 группы:
У них можно заказывать партии товара напрямую из Китая и Европы.