Будет интересно

Методика работы с правилом на написание корней

Исключение: слова «утварь», «творог».

  • Бер/бир, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, блест/блист, жег/жиг– пишетсяи, если после корня есть суффикса, иев остальных случаях.

    • Примеры: забирать (бир + а), заберу (бер без а).

Исключения: слова «сочетание», «сочетать», «чета».

  • Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением

    Если в корне стоит безударная гласная, её написание можно проверить подбором однокоренных слов, где эта гласная окажется под ударением.

    • Примеры: вода – водичка, трава – травка.

    Если слово заимствованное или проверочное слово подобрать нельзя, необходимо знать правильное написание (например, «корабль», «жюри»).

  • Непроверяемые гласные в корне

    Для многих слов написание гласной в корне не поддаётся проверке.

  • подобрать несколько проверочных слов
    1. Упражнения в развитии речи в связи с изучением правописания безударных гласных в корне.
    1. Упражнения в словообразовании, направленные на пополнение словарного запаса ребенка рядом однокоренных слов, на умение оперировать значением слова при подборе однокоренных слов.
    2. Упражнения, связанные с работой над значением слова (многозначность слов, прямое и переносное значение слова, подбор синонимов и антонимов).
    3. Упражнения в составлении словосочетаний и предложений.
    4. Упражнения, связанные с выполнением в процессе списывания или диктовки различных заданий.

    Практическая работа над правилом правописания безударных гласных в корне.

    Первое знакомство с правилом происходит еще в период обучения грамоте.

    Применительно к правилу правописания безударных гласных ученик должен уметь выделить следующие опознавательные признаки данной орфограммы:

    1. Гласная находится в безударном положении.

    2. Безударная гласная находится в корне слова.

    Развитию орфографической зоркости будут способствовать упражнения, направленные на нахождение ударной и безударной гласной в различных частях слова, на сопоставление произношения и написания ударной и безударной корневой гласной и выделение слов, в которых написание безударных гласных регулируется изучаемым правилом (среди однокоренных слов, среди слов на ранее изучаемые правила, в предложениях, в связных текстах).

    2.

    Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.

    Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, осложненном различными заданиями. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознавание орфограмм. Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ учащимися, способности видеть допущенные ошибки.

    Упражнения, связанные с выполнением в процессе списывания или диктовки различных заданий, направленных на композиционную и стилистическую обработку текста.

    Такая система упражнений реализуется на определенном лексическом материале с учетом предъявляемых к нему программных требований. При отборе материала необходимо учитывать следующие условия:

    1.Отбираются слова, которые являются наиболее употребительными в речи детей данного возраста, значение которых либо известно учащимся, либо может быть усвоено ими в результате подбора однокоренных слов, слов-синонимов.

    2. Работа ведется в основном со словами, прозрачными по своему составу.
    Не следует предлагать слова с чередующимися гласными в корне, с чередующими полногласными и неполногласными сочетаниями, например, ворота – врата и т.п.

    1. Умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове, переносить ударение с одного слога на другой;
    2. Умение находить именно ту часть слова, где орфограмма;
    3. Умение выделять среди однокоренных слов и различных форм одного и того же слова те, которые могут быть проверочными.

    Формирование этих умений невозможно без определенных знаний из области фонетики, морфологии, а также без достаточно развитого словарного запаса учащихся.

    Анализ содержания и структуры орфографического правила.

    Правило правописания безударных гласных в корне относится к тому типу орфографических правил, в которых не удается графический образец написания, а содержится указание на способ проверки написания.

    Орфография же требует единообразного написания.

  • требования точной передачи смысла содержания мысли.

  • Орфограмма – это трудное место в слове, поэтому чтобы не ошибиться, при письме необходимо научиться замечать орфограммы. Взрослый грамотный человек обычно не видит орфограмм, хотя и пишет без ошибок. Ученик, обучающийся письму должен научиться видеть орфограммы.

    Сколько орфограмм в данном предложении?

    Впереди шел старый большой еж, за ним шла ежиха (И.Соколов-Микитов)

    1. впереди – приставка в;

    2. пишется слитно; в начале слова слышится звук [ф], но пишется буква в, т.к.
      приставки «ф» не бывает; (морф.

    Именно они изучили причины ошибок, которые допускают ученики при списывании, соста­вили наиболее точный и полный алгоритм операций, которые обеспечивают безошибоч­ность воспроизведения текста, а также на­метили способы превращения списывания в эффективное средство обучения право­писанию.

    Так, Г. В. Репкина (один из ведущих методистов развивающей системы Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова), экспериментально обосновала, что побуквенное копирование, в котором дети (а порой и взрослые) видят гарантию безошибочности списывания, не только не избавляет их от ошибок, а, наобо­рот, приводит к ним.

    К ним относятся следующие виды упражнений:

    1. Сопоставление слов с ударными и безударными гласными в корне.

    2. Выбор проверочного слова из двух однокоренных.

    3. Выбор проверочного из нескольких однокоренных слов или форм.

    4. Подбор проверочных слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, а также форм этих слов.

    5. Различение проверочного однокоренного и проверочного, представляющего изменение формы этого же слова.

    6. Подбор нескольких проверочных слов.

    3.

    Звонкие и глухие согласные.

    Выпиши слово, подбери проверочное.

    7. Удвоенные согласные.

    Выпиши слово, подбери еще два слова с такими же согласными.

    8. Непроизносимые согласные.

    Выпиши слово, подбери проверочное.

    9.
    Мягкий знак – показатель мягкости согласных.

    Выпиши слово, подчеркни букву мягкого согласного, напиши еще два слова на правило.

    10. Большая буква в именах собственных.

    Напиши слово правильно, подчеркни большую букву.

    Методика работы над орфографическим правилом

    1. Понятие об орфограмме. Опознавательные признаки орфограмм.

    2.

    При отборе материала необходимо учитывать следующие условия:

    1.Отбираются слова, которые являются наиболее употребительными в речи детей данного возраста, значение которых либо известно учащимся, либо может быть усвоено ими в результате подбора однокоренных слов, слов-синонимов.

    2. Работа ведется в основном со словами, прозрачными по своему составу. Не следует предлагать слова с чередующимися гласными в корне, с чередующими полногласными и неполногласными сочетаниями, например, ворота – врата и т.п.
    количество слов с чередующимися согласными во втором классе следует ограничить теми, значение которых легко соотносится со значением однокоренных слов, например, снег-снежок и т.п.

    3. Подбор слов должен даваться с учетом возможностей учащихся второго класса в словоизменении и словообразовании.

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *