Исключение: слова «утварь», «творог».
Бер/бир, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, блест/блист, жег/жиг– пишетсяи, если после корня есть суффикса, иев остальных случаях.
Примеры: забирать (бир + а), заберу (бер без а).
Исключения: слова «сочетание», «сочетать», «чета».
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением
Если в корне стоит безударная гласная, её написание можно проверить подбором однокоренных слов, где эта гласная окажется под ударением.
Примеры: вода – водичка, трава – травка.
Если слово заимствованное или проверочное слово подобрать нельзя, необходимо знать правильное написание (например, «корабль», «жюри»).
Непроверяемые гласные в корне
Для многих слов написание гласной в корне не поддаётся проверке.
Практическая работа над правилом правописания безударных гласных в корне.
Первое знакомство с правилом происходит еще в период обучения грамоте.
Применительно к правилу правописания безударных гласных ученик должен уметь выделить следующие опознавательные признаки данной орфограммы:
Гласная находится в безударном положении.
Безударная гласная находится в корне слова.
Развитию орфографической зоркости будут способствовать упражнения, направленные на нахождение ударной и безударной гласной в различных частях слова, на сопоставление произношения и написания ударной и безударной корневой гласной и выделение слов, в которых написание безударных гласных регулируется изучаемым правилом (среди однокоренных слов, среди слов на ранее изучаемые правила, в предложениях, в связных текстах).
2.
Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.
Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, осложненном различными заданиями. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознавание орфограмм. Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ учащимися, способности видеть допущенные ошибки.
Упражнения, связанные с выполнением в процессе списывания или диктовки различных заданий, направленных на композиционную и стилистическую обработку текста.
Такая система упражнений реализуется на определенном лексическом материале с учетом предъявляемых к нему программных требований. При отборе материала необходимо учитывать следующие условия:
1.Отбираются слова, которые являются наиболее употребительными в речи детей данного возраста, значение которых либо известно учащимся, либо может быть усвоено ими в результате подбора однокоренных слов, слов-синонимов.
2. Работа ведется в основном со словами, прозрачными по своему составу.
Не следует предлагать слова с чередующимися гласными в корне, с чередующими полногласными и неполногласными сочетаниями, например, ворота – врата и т.п.
Формирование этих умений невозможно без определенных знаний из области фонетики, морфологии, а также без достаточно развитого словарного запаса учащихся.
Анализ содержания и структуры орфографического правила.
Правило правописания безударных гласных в корне относится к тому типу орфографических правил, в которых не удается графический образец написания, а содержится указание на способ проверки написания.
требования точной передачи смысла содержания мысли.
Орфограмма – это трудное место в слове, поэтому чтобы не ошибиться, при письме необходимо научиться замечать орфограммы. Взрослый грамотный человек обычно не видит орфограмм, хотя и пишет без ошибок. Ученик, обучающийся письму должен научиться видеть орфограммы.
Сколько орфограмм в данном предложении?
Впереди шел старый большой еж, за ним шла ежиха (И.Соколов-Микитов)
впереди – приставка в;
пишется слитно; в начале слова слышится звук [ф], но пишется буква в, т.к.
приставки «ф» не бывает; (морф.
Именно они изучили причины ошибок, которые допускают ученики при списывании, составили наиболее точный и полный алгоритм операций, которые обеспечивают безошибочность воспроизведения текста, а также наметили способы превращения списывания в эффективное средство обучения правописанию.
Так, Г. В. Репкина (один из ведущих методистов развивающей системы Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова), экспериментально обосновала, что побуквенное копирование, в котором дети (а порой и взрослые) видят гарантию безошибочности списывания, не только не избавляет их от ошибок, а, наоборот, приводит к ним.
К ним относятся следующие виды упражнений:
Сопоставление слов с ударными и безударными гласными в корне.
Выбор проверочного слова из двух однокоренных.
Выбор проверочного из нескольких однокоренных слов или форм.
Подбор проверочных слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, а также форм этих слов.
Различение проверочного однокоренного и проверочного, представляющего изменение формы этого же слова.
Подбор нескольких проверочных слов.
3.
Звонкие и глухие согласные.
Выпиши слово, подбери проверочное.
7. Удвоенные согласные.
Выпиши слово, подбери еще два слова с такими же согласными.
8. Непроизносимые согласные.
Выпиши слово, подбери проверочное.
9.
Мягкий знак – показатель мягкости согласных.
Выпиши слово, подчеркни букву мягкого согласного, напиши еще два слова на правило.
10. Большая буква в именах собственных.
Напиши слово правильно, подчеркни большую букву.
Методика работы над орфографическим правилом
1. Понятие об орфограмме. Опознавательные признаки орфограмм.
2.
При отборе материала необходимо учитывать следующие условия:
1.Отбираются слова, которые являются наиболее употребительными в речи детей данного возраста, значение которых либо известно учащимся, либо может быть усвоено ими в результате подбора однокоренных слов, слов-синонимов.
2. Работа ведется в основном со словами, прозрачными по своему составу. Не следует предлагать слова с чередующимися гласными в корне, с чередующими полногласными и неполногласными сочетаниями, например, ворота – врата и т.п.
количество слов с чередующимися согласными во втором классе следует ограничить теми, значение которых легко соотносится со значением однокоренных слов, например, снег-снежок и т.п.
3. Подбор слов должен даваться с учетом возможностей учащихся второго класса в словоизменении и словообразовании.