Что делать, если вы решили отказаться от поездки или опоздали на поезд? Отмена или перенос поездки всегда вызывает негативные эмоции. Наблюдать, как уходит поезд, на который вы опоздали всего на несколько минут, также не самое приятное переживание. Тем не менее, можно минимизировать финансовые потери, грамотно оформив возврат билета и получив назад средства.
Вернуть билет на поезд и получить обратно деньги (или их часть) можно до отправления поезда с начальной станции маршрута, а также после, если вы опоздали. Если у вас имеется уважительная причина для отмены поездки (например, болезнь или непреодолимые обстоятельства), возможность возврата сохраняется даже для невозвратных билетов.
Чем раньше вы подадите запрос на возврат, тем большую сумму удастся вернуть. Если ситуация не является форс-мажором и вы заранее осознаете, что не сможете воспользоваться билетом, рекомендуем немедленно обратиться в РЖД. В этом случае вы минимизируете финансовые потери и избежите «штрафных» удержаний. Стоимость каждого билета состоит из двух компонентов: • «Билет» (оплата за использование железнодорожной инфраструктуры). • «Плацкарта» (оплата за место в вагоне).
Каковы сроки возврата ж/д билета? Для поездок по России действуют следующие условия: • При возврате билета за 8 часов до отправления поезда вы получите полную стоимость, включая плату за сервисное обслуживание и другие сборы. В некоторых случаях может взиматься комиссия (например, если билеты были приобретены через посредников; уточняйте данный вопрос заранее). • Если вы возвращаете билет менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления, вам вернут полную стоимость билета и половину стоимости плацкарты, а также плату за сервисное обслуживание и другие сборы. • При возврате билета за 2 часа до отправления и позже вам вернут только сумму за билет. Плата за плацкарту и другие сборы не подлежат возврату. Для билетов на поезд, отправляющийся за границу, действуют следующие правила: • Если вы обратитесь не позднее чем за 6 часов до отправления, вы получите полную сумму, за исключением сбора за возврат (сумма зависит от направления и конечной точки маршрута). • Если вы решите вернуть билет менее чем за 6 часов до отправления, возврат средств не осуществляется. Как видно, величина удержаний за возврат ж/д билетов напрямую зависит от времени обращения.
Невозвратные тарифы подразумевают, что пассажиру не вернут потраченные средства, даже при условии предварительного уведомления об отмене поездки. Неиспользованный билет станет простой финансовой потерей.
Но есть исключения! В случае форс-мажора, например, болезни (своей или близких) или травмы, возможен возврат билетов РЖД даже после отправления поезда. Обратитесь в кассу в течение пяти дней с момента отправления. Тем не менее, наличие уважительной причины придется подтвердить документально. Если пассажир физически не мог подать заявление на возврат в установленный срок или передать это право другому лицу (например, находился без сознания), можно попытаться вернуть деньги и после истечения срока. В случае отказа РЖД стоит обратиться в суд. Если пассажир не может лично приехать для возврата билета, но при этом находится в сознании, ему следует оформить доверенность на лицо, которое подаст заявление на возврат. Полную стоимость билетов можно вернуть также в случае отмены поезда.
• При возврате билетов для поездки «туда и обратно» сначала необходимо отменить билеты на обратный путь, а затем на направление «туда». • Вы можете вернуть билет на обратный путь отдельно, однако возврат билета на направление «туда» возможен только вместе с обратным. Деньги будут возвращены на банковскую карту, с которой была произведена покупка. Также вы можете сдать электронный билет в кассе. Для возврата ж/д билетов РЖД в кассе необходимо предоставить номер билета (можно сдать билет по номеру заказа) и документ, удостоверяющий личность.
Это интересно! Если вы обращаетесь в кассу, то у вас есть возможность вернуть только билет «туда». Для получения информации о том, как сдать электронный билет на поезд и куда именно следует сдавать билеты, вы можете посетить сайт РЖД.
Кассир предоставит вам бланк заявления, который нужно заполнить. Также возврат билетов через кассу возможен в случае опоздания на поезд. Это нужно сделать не позднее трех часов после отправления поезда. Если вы не успеете в указанный срок, вам придется оформлять возврат по претензии в течение 180 дней.
Опечатки в имени и фамилии. Если при оформлении электронного билета вы допустили опечатки в имени или фамилии, не стоит паниковать. Главное – иметь при себе паспорт. Если ваши Ф. И. О. достаточно узнаваемы и схожи с теми, что указаны в документе, удостоверяющем личность, вас пустят в поезд. Несоответствия в серии и номере. В случае несоответствий данных документа, удостоверяющего личность, обратитесь в кассу (или через личный кабинет на сайте) для исправления ошибки, иначе вас могут не пустить в поезд. Обязательно проверяйте все данные во время покупки или сразу после нее! Чем раньше вы выявите ошибки, тем легче будет исправить ситуацию.
В данной ситуации внимательность и оперативность станут вашей защитой от непредвиденных обстоятельств.