При проведении капитального ремонта основных средств особое внимание следует уделить порядку оформления процесса. B ходе проверок налоговики предъявляют высокие требования к документальному подтверждению состоявшегося ремонта.
Прежде всего, следует обосновать саму необходимость проведения капремонта. Для этого составляется акт, где фиксируются выявленные неисправности, либо дефектная ведомость.
Скачать готовый образец дефектной ведомости вы можете в КонсультантПлюс, получив бесплатный тестовый доступ к системе.
Передача объекта в ремонт оформляется накладной на внутреннее перемещение — в случае проведения ремонта собственной специализированной службой или актом приема-передачи, если объект передается подрядной организации.
После окончания ремонтных работ составляется акт сдачи-приемки, которым объект принимается обратно.
Капитальный — гарантирует восстановление технических параметров объекта, его рабочего состояния.
Капремонт может быть комплексный, охватывающий полностью объект, или выборочный, включающий в себя починку отдельных частей объектов.
Обоснованность ремонта ОС устанавливают технические службы организаций путем определения порядка планово-предупредительных ремонтов, при этом назначая вид ремонта.
Особенностью учета капремонта по сравнению с иными видами восстановления является то, что расходы на текущий ремонт относятся на текущие затраты, тогда как траты на капитальный ремонт, модернизацию и реконструкцию — на капитальные.
Ключевые отличия ремонта от модернизации ОС для целей налогообложения смотрите в КонсультантПлюс.
Согласно действующим правилам бухучета резерв на ремонт ОС в БУ не создается. Ранее это можно было делать, но с 2011 года такая возможность исключена (приказ Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н).
В НУ ведение учета затрат на ремонт основных средств возможно 2 способами (ст. 260 НК РФ):
Такие работы называют модернизацией. После проведения ремонтных работ, первоначальная или остаточная стоимость объекта остаётся неизменной. Но, произведённые расходы, вне зависимости от величины, принимаются к учёту после того, как работы будут окончены. Но, чтобы принять затраты для уменьшения налоговой базы по расходу на прибыль, их нужно не только экономически обосновать, но и подтвердить документами.
Перед тем как начать ремонтные работы в отношении ОС, нужно подготовить следующие документы:
Если списать сразу большую сумму на эти расходы, нарушится отражение себестоимости работ.
Хозяйственный способ организации ремонта позволяет одномоментно списать затраты на ремонтные работы. Проводки:
Резервный способ, когда создается фонд ремонта основных средств, предусматривает использование средств из этого резерва. Если на конец отчетного года ремонт окончен, а резерв не израсходован полностью, остаток полежит сторнированию.
Основные активы производства должны использоваться эффективно, а для этого их необходимо время от времени восстанавливать. Это возможно различными способами: путем модернизации, реконструкции либо выполнения ремонта той или иной степени длительности и тщательности.
Путем осуществления ремонта в результате вложения определенных затрат стоимость ремонтируемого актива увеличивается, то есть возрастает эффективность эксплуатации.
Рассмотрим способы ремонта основных фондов, проанализируем особенности его отражения в бухгалтерском учете.
Определения ремонту как способу поддержки и повышения эффективности основных материальных активов в современных нормативных актах не приводятся.
Приказу № 94н.
Бухгалтерский учет основных средств включает:
Поступление по договору купли-продажи отражается в учете записями:
Д – Кр
Операция
Д 08 – К 60
Отражена покупная стоимость и сопутствующие расходы
Д 19 – К 60
НДС, подлежащий уплате поставщику
Д 01.01 – К 08
Актив принят к учету, введен в эксплуатацию
Ввод в эксплуатацию приобретенных ОС показывает дебетовый оборот по 01 счету, в том числе в дебет относится и модернизация объектов:
Д – Кр
Операция
Д 08 – К 60
Затраты на модернизацию
Д 01.01 – К 08
Увеличиваем первоначальную стоимость
Затраты на капремонт сначала собираем на сч.
ОС, если ремонт будет проводиться собственными силами в специализированном структурном подразделении.
После проведения работ также нужно подготовить комплект документов:
Отдельной строкой делается запись в инвентарной карточке актива.
Порядок ведения учёта произведённых расходов зависит от того, кто производил работы – сама организация, или подрядчик с частичным или полным привлечением.
Если собственными силами, то есть, с помощью специального структурного подразделения, то ОС временно перемещают туда (оформляется накладная).
Все расходы по ремонту, какова бы ни была их величина, принимают к учету в периоде его завершения. Однако такие расходы требуют экономического обоснования и документального подтверждения (письма Минфина РФ от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29, от 25.02.2009 № 03-03-06/1/87).
Ремонт может быть осуществлен:
С 2022 года на смену ПБУ 6/01 «Учет основных средств» пришли 2 новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения».
Проверьте, правильно ли вы учитываете затраты на капитальный, текущий и неплановый ремонт ОС при применении ФСБУ 6/2020 “Оновные средства” и ФСБУ 26/2020 “Капитальные вложения”, с помощью разъяснений от экспертов КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Как правильно вести учёт затрат на ремонт основных средств
Без основных средств не обходится работа практически ни одного предприятия. Особенность их в том, что они служат длительный срок. За это время они могут сломаться, и их придётся ремонтировать.
Делать это можно как своими силами, так и с силами подрядчика. От это зависит учёт произведённых расходов. Правильно вести бухгалтерский учёт необходимо для того, чтобы у налоговиков не возникло вопросов.
В процессе эксплуатации ОС может сломаться. Чтобы восстановить или поддержать работоспособность объекта, нужно вовремя проводить ремонтные работы.
Данное правило работает как в отношении собственных активов, так и арендованных. В процессе устраняются неисправности, заменяются изношенные запчасти, узлы и агрегаты.