Достоевского
В 1859 году роман-исповедь не был начат. Вынашивание замысла продолжилось шесть лет. За эти шесть лет Достоевский написал «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья».
Главные темы этих произведений – тема бунта и тема героя-индивидуалиста – синтезировались затем в «Преступлении и наказании». «Преступление и наказание» в какой-то мере продолжает тему «Записок из подполья». Очень рано Достоевскому открылось таинственное противоречие человеческой свободы.
Весь смысл и радость жизни для человека именно в ней, в волевой свободе, в «своеволии» человека.
Девушка, кажется, очень мало уж понимала; одну ногу заложила за другую, причем выставила ее гораздо больше, чем следовало, и, по всем признакам, очень плохо сознавала, что она на улице.
Рассмотрим образ детей Катерины Ивановны. О том, что жена Мармеладова Катерина Ивановна вышла за него замуж с тремя детьми, мы узнаём из разговора Мармеладова с Раскольниковым.
Отцом детей был первый муж Катерины Ивановны, пехотный офицер, с которым она убежала из дома.
Так их описывает Ф.М.Достоевский:
«старшая девочка, лет девяти, высокая и тоненькая как спичка, …с большими-большими тёмными глазами, которые казались ещё больше на её исхудавшем и испуганном личике»
(Полечка), «самая маленькая девочка, лет шести» (Лена), «мальчик годом старше её» (Коля).
Город пышный, город бедный. Поверь себя. Раскольников и окружающий мир. Свидригайлов. Оригинальность таланта Достоевского.
«Образы в «Преступлении и наказании»» – Преступление и наказание. Грабарь. Место в структуре романа. Признание Раскольникова.
Семья Мармеладовых. Люди делятся на два разряда. Материал урока. Знакомится с титулярным советником. Идеи, которые носятся в воздухе. Университет. Мармеладов находится на последней ступени нищеты.
Преступление Раскольникова. Однажды в трактире. Причины. Антуан Жан Гро. Боклевский. Теория Раскольникова. Старуха-процентщица.
«Раскольников и Мармеладова» – Соня надеется на Бога, на чудо. Натуру Сони можно определить одним словом — любящая.
Соне разврат был горше смерти. Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах.
Ну пусть и с того тоже возьмет да и отпустит с ним девочку, тем и кончится… И чего я ввязался тут помогать! Ну мне ль помогать? Имею ль я право помогать? Да пусть их переглотают друг друга живьем — мне-то чего? И как я смел отдать эти двадцать копеек. Разве они мои?» Несмотря на эти странные слова, ему стало очень тяжело.
«Бедная девочка!.. — сказал он, посмотрев в опустевший угол скамьи. — Очнется, поплачет, потом мать узнает… Сначала прибьет, а потом высечет, больно и с позором, пожалуй, и сгонит… А не сгонит, так все-таки пронюхают Дарьи Францевны, и начнет шмыгать моя девочка, туда да сюда…
/
Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони» (глава 4 части 4 романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони» (глава 4 части 4 романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”) Скачать сочинение Тип: Анализ эпизода
Анализируемый эпизод является очень важным в романе «Преступление и наказание»: именно в нем теория Раскольникова о «властьимущих» сталкивается с покорностью кроткой Сони перед жизненными обстоятельствами.
Из сцены встречи Родиона с девушкой мы понимаем, какой по-настоящему сильной является Соня, и как Раскольников осознает несостоятельность своей теории.
Эпизод начинается с описания комнаты, в которой жила Мармеладова. Ее жилище находилось в доме «на канаве», «трехэтажном, старом и зеленого цвета».
К довершению, девушка шла нетвёрдо, спотыкаясь и даже шатаясь во все стороны.
Эта встреча возбудила, наконец, всё внимание Раскольникова.
Он сошёлся с девушкой у самой скамейки, но, дойдя до скамьи, она так и повалилась на неё, в угол, закинула на спинку скамейки голову и закрыла глаза, по-видимому от чрезвычайного утомления.
Вглядевшись в неё, он тотчас же догадался, что она совсем была пьяна. Странно и дико было смотреть на такое явление.
Он даже подумал, не ошибается ли он. Пред ним было чрезвычайно молоденькое личико, лет шестнадцати, даже, может быть, только пятнадцати, — маленькое, белокуренькое, хорошенькое, но всё разгоревшееся и как будто припухшее. Девушка, кажется, очень мало уж понимала; одну ногу заложила за другую, причем выставила её гораздо больше, чем следовало, и, по всем признакам, очень
М.
Страдания других людей. Ф. М. Достоевский «Бедные люди». Голос совести. Преступление Р.Раскольникова.
«Опровержение теории Раскольникова» – Петр Петрович Лужин. Несправедливость. Анализ. Порфирий Петрович. Материал урока.
Расчет и случай. Раскольников. Самоубийство. Свидригайлов Аркадий Иванович. Каторга. Преступление и наказание. Тема наказания. Противоречивость образа Свидригайлова. Опровержение теории Раскольникова. Басов в роли Лужина.
Непредвиденные жертвы. Приятный господин. Чтение Евангелия. Кто из героев является «двойником» Раскольникова.
«Петербург в «Преступлении и наказании»» – Вставьте пропущенные слова. Развитие навыков анализа художественного произведения.
Кому принадлежат комнаты. Раскольников совершает убийство. Гениальность Достоевского. В сегодняшнем мире набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму. Достоевский. Городской пейзаж.
Убирайтесь, вот что! — Как ты смеешь, каналья!.. И он взмахнул хлыстом. Раскольников бросился на него с кулаками, не рассчитав даже и того, что плотный господин мог управиться и с двумя такими, как он. Но в эту минуту кто-то крепко схватил его сзади, между ними стал городовой.— Полно, господа, не извольте драться в публичных местах.
Вам чего надо? Кто таков? — строго обратился он к Раскольникову, разглядев его лохмотья. Раскольников посмотрел на него внимательно. Это было бравое солдатское лицо с седыми усами и бакенами и с толковым взглядом. — Вас-то мне и надо, — крикнул он, хватая его за руку. — Я бывший студент, Раскольников… Это и вам можно узнать, — обратился он к господину, — а вы пойдемте-ка, я вам что-то покажу…
И, схватив городового за руку, он потащил его к скамейке.
Преступление и наказание
Скитаясь по улицам Петербурга, Родион Раскольников сталкивается с картинами городской жизни. Вот большой дом в Таировском переулке,
«весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями; из них поминутно выбегали женщины, одетые как ходят «по соседству»
— простоволосые и в одних платьях.
В двух-трех местах они толпились на тротуаре группами. Подле, на мостовой, шлялся, громко ругаясь, пьяный солдат с папироской.
Один оборванец ругался с другим оборванцем, и какой-то мертво-пьяный валялся поперек улицы».
Еще один пьяный в телеге, запряженной ломовыми лошадьми.
Раскольников оказался свидетелем сцены на Вознесенском мосту, этого «дикого и безобразного видения», когда женщина с желтым лицом бросилась в воду, и грязная вода поглотила свою жертву.
Как бы нам ему не дать? Как бы нам ее домой отправить, — подумайте-ка! Городовой мигом всё понял и сообразил. Толстый господин был, конечно, понятен, оставалась девочка. Служивый нагнулся над нею разглядеть поближе, и искреннее сострадание изобразилось в его чертах.
—
Ах, жаль-то как! — сказал он, качая головой, — совсем еще как ребенок. Обманули, это как раз. Послушайте, сударыня, — начал он звать ее, — где изволите проживать? — Девушка открыла усталые и посоловелые глаза, тупо посмотрела на допрашивающих и отмахнулась рукой. — Послушайте, — сказал Раскольников, — вот (он пошарил в кармане и вытащил двадцать копеек; нашлись), вот, возьмите извозчика и велите ему доставить по адресу. Только бы адрес-то нам узнать! — Барышня, а барышня? — начал опять городовой, приняв деньги, — я сейчас извозчика вам возьму и сам вас препровожу.
Куда прикажете? а? Где изволите квартировать? — Пшла!..
Маленькая косыночка была накинута на обнаженную шею, но торчала как-то криво и боком.
К довершению, девушка шла нетвердо, спотыкаясь и даже шатаясь во все стороны.
Эта встреча возбудила, наконец, всё внимание Раскольникова.
Он сошелся с девушкой у самой скамейки, но, дойдя до скамьи, она так и повалилась на нее, в угол, закинула на спинку скамейки голову и закрыла глаза, по-видимому от чрезвычайного утомления.
Вглядевшись в нее, он тотчас же догадался, что она совсем была пьяна.
Катерина Ивановна ведь вас чуть не била», «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрёт», «А с вами что будет?», «А коли вы теперь заболеете», «Дети на улицу всей гурьбой пойдут», «С Полечкой, наверное, то же самое будет». Но одна меткая фраза девушки «развенчивает» всю теорию Раскольникова: «Что ж бы я без Бога-то была?». Соня верит в Бога, Бог — её правда и сила. Если от безысходности Родион предпочел убить невинного человека, то девушка избрала другой путь – молитву.
С особой силой это видно, когда Соня и Раскольников читают эпизод Евангелия. Этот эпизод начинается со слов «Был же болен некто Лазарь, из Вифании…». Я думаю, между образом больного и Родиона можно провести параллель.
Заканчивается эпизод тем, что Лазарь воскресает, пережив смерть и проведя в гробе четыре дня.