Руководитель каждой автомойки полностью контролирует работу персонала и оперативно решает возникающие вопросы. При этом все автомойки работают как отлаженный механизм по четким стандартам сети.
При всех достоинствах, у линейной модели есть и существенные недостатки:
Линейная система плохо работает в крупных диверсифицированных компаниях, где нужна сложная координация между подразделениями.
Горизонтальных связей между подразделениями в линейной структуре нет.
Схема линейной организационной структуры:
Как видно из схемы, управленческие связи строятся только по вертикали от начальника к подчиненному. Каждое звено получает указания только от вышестоящего руководителя.
Линейная организационная структура чаще всего используется:
Примером может служить небольшой цех или филиал сетевой фирмы, работающий по отлаженной схеме и не требующий сложной координации с другими подразделениями.
В чистом виде линейная структура встречается редко.
Такая структура позволяет компаниям более гибко реагировать на требования рынка и управлять своими ресурсами.
Достоинства линейной структуры:
Недостатки линейной структуры:
К линейной структуре на уровне чуть ниже уровня руководителя добавляется штаб, который объединяет сотрудников, выполняющих вспомогательные функции, облегчающие нагрузку на руководителя (администрирование, координация, планирование, учет, анализ, контроль и т.
Понятная структура компании способствует мотивации персонала, который четко видит варианты карьерного роста (как по вертикали власти, так и по горизонтали), если упор делается на новый функционал, новые навыки и умения.
Классический вариант построения оргструктуры — через систему центров финансовой ответственности (ЦФО). Подробнее о ЦФО — в отдельной статье здесь
В экономической литературе описываются разные виды оргструктур.
Охарактеризуем кратко основные из них по классификации, определенной в учебном пособии Князевой А. В.:
Например, в автоконцерне с линейной структурой сложно наладить взаимодействие между подразделениями, производящими двигатели и кузова.
Также линейная модель плохо подходит для компаний, работающих в динамичных условиях. Из-за медлительности принятия решений по вертикали компания рискует не успеть среагировать на вызовы внешней среды.
Линейно-функциональная структура управления сочетает в себе линейную иерархию с функциональными подразделениями (маркетинг, финансы, производство).
Линейные руководители отвечают за оперативное управление подчиненными.
Функциональные службы отвечают за реализацию своих направлений деятельности в масштабе всей компании.
Такая структура позволяет частично снять нагрузку с линейных руководителей за счет функциональных подразделений.
Наниматель вправе самостоятельно выбрать одну из предложенных форм утверждения документов.
Документ: Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденная постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция № 4).
Шаг 2. Внесение изменений в штатное расписание.
Создание нового структурного подразделения предполагает наличие его внутренней структуры.
Внесение изменений в штатное расписание аналогично внесению изменений в организационную структуру.
Если решение о создании нового структурного подразделения исходит от учредителей организации, первоначально оно должно быть отражено в таких документах, как протокол или решение общего собрания участников.
Чаще она комбинируется с другими типами структур управления.
К достоинствам линейной модели управления относятся:
Благодаря этим качествам, линейная структура хорошо зарекомендовала себя на небольших и средних предприятиях с четко налаженным производством, где важна быстрота и слаженность в работе всех подразделений.
Например, линейная система управления эффективно используется в сети фирменных автомоек.
Эффективность управления организацией во многом зависит от четкого разграничения компетентности отдельных служб, структурных подразделений, их ответственности и обеспечения в них рабочих взаимоотношений.
Справочно: организационная структура, как правило, утверждается как один из внутренних документов, она составляется в виде схемы, что позволяет наглядно представить взаимосвязи и взаимодействие подразделений и отдельных должностных лиц, которые не входят ни в одно из подразделений.
Таким образом, для обеспечения нормального функционирования предприятия и четкого определения порядка подчиненности в организации создаются следующие нормативные документы:
– приказы, распоряжения и т.д.;
– штатное расписание;
– положения об отделах и службах;
– должностные инструкции.
Первичным элементом структуры управления является должность.
Как показывает практика, кадровики считают, что организационная структура организации – это не их документ, он, скорее, нужен директору или его заместителю, а отдела кадров не касается. Однако именно по организационной структуре можно определить, кому подчиняется тот или иной работник (а это важно при разработке должностных инструкций), с кого спросить за нерадивого работника, а также кто из руководителей структурных подразделений может составлять докладные записки.
Наконец, организационная структура лежит в основе структуры штатного расписания… В данной статье мы расскажем не только о структуре организации, но также о порядке действий кадровика в случае ее изменения.
Организационная структура – форма разделения труда по управлению производством.
Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ.