Согласно определению, специалист по связям с общественностью – это управленческий сотрудник, задача которого сводится к установлению доверительных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит ее деятельность. Однако это определение раскрывает не всю суть профессии.
Специалист по связям с общественностью – это профессионал в области пиара и продвижения компании на рынке, с учетом на потребительский спрос и анализа деятельности конкурентов, объединяющий обязанности pr-менеджера и маркетолога при разработке медиастратегий, имиджмейкинге и выстраивании коммуникационных связей с покупателями и партнерами.
Специалист по связям с общественностью занимается разработкой, реализацией стратегии по созданию имиджа предприятия на рынке. PR выступает как лицо, управляющее информационной политикой внутри, вне организации, а также обучает этому сотрудников.
Специалист по связям с общественностью обязан сформировать благоприятное отношение к фирме путем создания представления о том, чем она занимается, что производит, продает, какие интересы учитывает. Впервые термин «PR» был введен американским президентом Томасом Джефферсоном. Однако на практике связи с общественностью начала внедрять только через сто лет компания Ford, которая осознанно воздействовала на сознание потребителей. Именно эта корпорация впервые провела общественный опрос, занялась разработкой корпоративного журнала.
В основном manager занимается налаживанием контактов со СМИ, поиском мест для публикации рекламы, продвижения продукта. Также PR-сотрудник работает над формированием внутреннего имиджа организации, руководства, бренда, принимает участие в разработке корпоративной идеи.
Если возникают спорные ситуации с покупателями или контрагентами, то пр менеджер должен помочь урегулировать конфликт. Иногда даже ему приходится находиться в суде вместе с юристом.
В том числе PR-сотрудник обязан наблюдать за конкурентами, их продуктами, рекламными акциями. Кроме контроля внешнерыночных связей специалист должен отслеживать обратную связь с прямым потребителем.
В обязанности PR-менеджера входит:
PR-менеджер должен обладать следующими профессиональными, характерными качествами:
С перечисленным списком навыков и личных качеств PR-менеджер будет востребован и справится с поставленными обязанностями.
При поступлении нужно сдавать русский язык, иностранный язык, обществознание и историю.
При этом PR-менеджер должен стараться усвоить как можно большей знаний, однако это не гарантирует ему успешную карьеру. Гораздо важнее для пиарщика развивать полезные личностные качества, дополняющие его профессиональную компетенцию. Например, умение общаться полезно для выгодного сотрудничества.
Направления, связанные с PR-менеджерами, есть на факультетах журналистики, социальных наук, маркетингу, политологии, юриспруденции, педагогики и даже экономики. Многое зависит от конкретного направления деятельности.
Среди преимуществ специальности пиарщика:
В начале многие выпускники вуза устраиваются помощниками PR-менеджеров, чтобы глубже понять профессию, набраться опыта.
Недостатки:
Выпускники вузов могут устроиться РR-менеджерами, специалистами в области политического маркетинга или в агентства кадрового консалтинга. Многие из опытных сотрудников увольняются, открывая собственную фирму для реализации на аутсорсе проектов по формированию имиджа и продвижению бренда, продукта.
По данным за 2022 год, средняя заработная плата по России составляла – 32 823 рубля. Однако оклад зависит от региона, опыта. В некоторых областях средние PR-менеджеры зарабатывают 50-100 тысяч рублей.
PR-специалист – это профессия, границы которой трудно определить. Сотрудник должен обладать хорошими навыками коммуникации, стратегическим мышлением, большой базой знаний. При правильном подходе профессионал способен заработать выше среднего по рынку, добившись успеха.