В автошколе рассказывают только теорию о буксировке автомобиля, которая нужна для сдачи экзамена. Хорошо, если водитель понимает, чем отличается гибкая сцепка от жесткой и разрешается ли буксировка в гололедицу. Но этих знаний недостаточно.
Напомним два основных понятия:
Гибкая сцепка – это вид буксировки, когда расстояние между машинами не зафиксировано и может меняться в пределах длины троса.
Жесткая сцепка – вид буксировки, при которой машины соединены специальной металлической конструкцией (чаще всего в форме треугольника). То есть расстояние между тягачом и буксируемым автомобилем не меняется, они соединены жёстко.
В ПДД есть масса ограничений и требований, запрещающих буксировку. Основная часть требований прописана в пункте 20 ПДД.
Что нужно помнить про буксировку из правил дорожного движения:
При буксировке на гибкой сцепке водитель буксируемой машины обязательно должен сидеть за рулем. При жесткой сцепке второй водитель не нужен.
У водителя тягача (переднего автомобиля, который тянет вторую машину) стаж вождения должен быть не менее двух лет. Управлять буксируемой машиной можно любому водителю, ограничений по стажу нет.
При буксировке нельзя разгоняться свыше 50 км/ч как в городе, так и на трассе.
На буксируемой машине необходимо включить аварийку и ближний свет фар (либо дневные ходовые огни или противотуманки). Если аккумулятор разряжен и световые приборы не работают, под заднее стекло или на багажник надо повесить знак аварийной остановки.
На тягаче необходимо включить только ближний свет (либо дневные ходовые огни или противотуманки). Включать аварийку нельзя, чтобы оставалась возможность пользоваться поворотниками.
Если вы буксируете машину на гибкой сцепке, длина троса должна быть от 4 до 6 метров. При жесткой сцепке — расстояние между машинами не должно быть больше 4 метров.
Еще по правилам надо повесить два бело-красных светоотражающих флажка на трос (размером 20х20 см). Это делается для безопасности, чтобы другие водители лучше видели трос и не перестраивались между машинами при буксировке.
Буксировка полностью запрещена:
Если на дорогах гололедица, а машины соединены гибкой сцепкой.
Если рулевое управление сломано.
Если не работают тормоза. Исключение сделано только для жесткой сцепки, когда тягач вдвое тяжелее буксируемой машины.
Буксировать одновременно два авто нельзя.
При буксировке существуют разные ограничения. Они касаются скорости, расстояния, массы буксируемого авто, типа коробок передач, привода. Некоторые модели вовсе запрещается буксировать. Например, определенные электромобили нельзя буксировать при любых условиях, потому что их двигатель может перегреться и взорваться.
Также бывают машины без буксировочных проушин (например, кроссовер Toyota Venza для американского рынка). Буксировочные проушины – это металлические петли на кузове автомобиля, к которым крепится трос. Если конструкция автомобиля не предусматривает этих проушин, значит, он для буксировки он не годится.
Подробнее обо всех нюансах и ограничениях вашей машины можно узнать из инструкции по эксплуатации.
Но существуют общие рекомендации для разных типов коробок передач:
Механические коробки для буксировки можно использовать без ограничений. Авто на механике могут быть и тягачом, и буксируемым.
Автоматические коробки обычно можно использовать для буксировки, но с рядом ограничений. Расстояние не должно превышать 50 км, скорость движения ограничена — не более 40-50 км/ч. Эти правила важно соблюдать, поскольку при заглушенном двигателе коробка передач не получает нужного охлаждения. Чем выше скорость и серьезнее расстояние, тем больше шансы навредить автомату из-за перегрева.
Машины с коробкой вариаторного типа еще более чувствительны к перегреву. Буксировать их в принципе нежелательно, рекомендуется применять метод частичной погрузки либо вызывать эвакуатор.
Роботизированные коробки передач максимально похожи по конструкции на обычную «механику». Поэтому буксировать их можно без особых ограничений, если иное не прописано в инструкции.
Для начала нужно убедиться, что в вашем автомобиле есть места, предназначенные для крепления троса. Если крепить его некуда, то использовать для крепления бамперы, подвеску или кузовные детали нельзя. Иначе вы гарантированно повредите автомобиль – бампер или деталь подвески не выдержат нагрузку и оторвутся.
Под бампером машины есть металлическая проушина, в которую вставляется трос. На многих новых автомобилях проушина лежит в багажнике и только при необходимости вкручивается в специальное отверстие, прикрытое заглушкой.
Крепление. Обычно тросы продаются с универсальными креплениями. У них на концах есть металлические крюки, которые и вставляются проушину.
Крепления могут быть в виде карабина или металлической скобы с крепежным винтом. В продаже встречаются тросы и вовсе без креплений, их необходимо завязывать на проушине, но такой вариант неудобен.
Нагрузка. Трос должен быть прочным и эластичным. Его нагрузка измеряется в тоннах, лучше брать вариант с запасом на 3-5 тонн или больше.
Тип. Динамические стропы (или рывковые) используются, чтобы вытащить автомобиль, когда он застрял. Для буксировки такие обычно не используют.
Металлические тросы и конструкции для жесткой сцепки применяют в основном для буксировки тяжелых грузовых машин и автобусов. На легковушках применять жесткую сцепку не рекомендуется — кузов будет испытывать повышенные нагрузки, можно запросто повредить бамперы.
Для новичков. Неопытным водителям хорошо подойдет обычный ленточный трос или трос-рулетка. Последний во время использования не провисает. Соответственно, такой трос не окажется под машиной и не намотается на колесо.
Где покупать. Лучше всего покупать тросы в специализированных автомобильных магазинах. Там будет хороший выбор, консультанты подскажут, какая модель лучше подойдет для вашей машины. Разброс цен большой. Можно найти трос за пару сотен рублей, а можно и за 15 тысяч.
Покупать совсем дешевые варианты не стоит. Если трос порвется, он может повредить бампер или другой элемент автомобиля, такая экономия выйдет боком. Хороший вариант можно купить за 500 — 1 500 рублей.
Для начала нужно понять, можно ли в принципе буксировать вашу машину. Обратить внимание стоит не только на тип коробки передач, но и на общее состояние автомобиля. Убедитесь, что рулевое управление в порядке, тормоза работают, у колес и подвески нет повреждений.
Для координации действий между водителями можно использовать мобильные телефоны или рации. Однако связь по дороге может быть неустойчива, сами устройства могут разрядиться, поэтому заранее договоритесь о подаче световых и звуковых сигналов. Например, однократный гудок будет означать начало движения, а двойной — остановку.
Перед началом поездки четко спланируйте маршрут. Постарайтесь избегать сложных и загруженных участков дорог, больших перекрестков и крутых подъемов.
В сильный дождь или снегопад лучше вообще воздержаться от поездки. Учитывайте, что в буксируемой машине не будут работать дворники, печка или свет, если аккумулятор разряжен. Кроме того, при плохой видимости другие участники движения могут просто не заметить трос между вашими машинами.
Старайтесь трогаться плавно и без рывков. Это нужно, чтобы трос натягивался постепенно.
Не забывайте подавать звуковые и световые сигналы, о которых вы договорились заранее. Например, посигналить или однократно моргнуть фарами, прежде чем начать движение.
Не тормозите резко. Если вы видите желтый сигнал светофора или впереди большой перекресток, лучше подождите, чтобы не создавать опасных ситуаций или заторов. Помните, что водитель задней машины может не среагировать как надо, особенно при неработающем усилителе руля.
Перестраивайтесь плавно и контролируйте дистанцию до других автомобилей, чтобы водитель буксируемой машины успел безопасно завершить маневр.
Лучше не ехать по дорогам с крутыми подъемамии спусками. Если полностью исключить их из маршрута нельзя, постарайтесь не останавливаться на уклоне. Тронуться в этом случае будет проблематично.
Повороты старайтесь проходить по максимально широкой траектории. Не срезайте углы.
Старайтесь все время держать трос в натянутом состоянии, чтобы при старте и ускорениях не было ударных нагрузок.
Берегите коробку передач своего автомобиля. На механике при переключениях держите обороты выше обычного, чтобы не было рывков и резкой потери тяги.
На некоторых автоматических коробках передач есть ручной режим или положение L (Low). Можно воспользоваться одним из этих режимов, чтобы коробка не переключалась на повышенные передачи и вы лучше контролировали тягу.
Сначала вставьте ключ в замок зажигания и переведите его в первое положение (ACC). При бесключевом доступе нажмите на кнопку запуска. Иначе руль заблокируется, и вы не сможете его повернуть.
Коробку передач нужно перевести в нейтральное положение (N).
Помните, что при заглушенном моторе печка, свет, усилитель руля и тормозов работать не будут. Будьте готовы, что при перестроениях и при нажатии на педаль тормоза придется прикладывать гораздо больше усилий, чем обычно.
Не давайте тросу провисать. Иначе при стартах будут рывки и повышенные нагрузки. Если трос намотался на колесо, выдергивать его не стоит. Лучше выйти и аккуратно откатить машину руками.
Следите за дистанцией и остальными участниками движения. Важно понимать, что при резких маневрах вы не успеете быстро затормозить или вывернуть руль. Поэтому старайтесь делать все максимально плавно.
Автор: Роман Яровой