Каждый покупатель, хотя бы раз, сталкивается с необходимостью возврата товара после его приобретения. Причины для этого могут быть самыми разными, но независимо от них, вся процедура должна совершаться в соответствии с нормами законодательства. Эти положения обязаны соблюдать и покупатели, возвращающие свою покупку, и продавцы, принимающие товар обратно.
Правила возврата товара зависят от ряда факторов, один из которых – имела ли покупка некий дефект в момент приобретения, либо была полностью исправна.
Основное условие: возврат товара надлежащего качества может быть произведён не более, чем в двухнедельный срок с момента его покупки.
Мотивы для возврата при этом не играют существенной роли – не подошла расцветка, не устраивают технические характеристики. Если крайний срок, отведённый для возврата, выпадает на выходной, то он автоматически переносится на ближайший рабочий день.
Другие обязательные условия, необходимые для соблюдения:
Возврат товара в течение 14 дней производится по достаточно простым правилам:
Из документов, необходимых для осуществления процедуры возврата покупки или её обмена, понадобятся:
Весь регламент возврата приобретённого товара назад в магазин подробно дан в ФЗ №2300-1 «О защите прав потребителей».
Этот законодательный акт, в ряду прочих положений, устанавливает сроки, условия, порядок и причины возврата товара, а также прописывает ситуации, когда магазин вправе не принимать купленную вещь назад.
В ФЗ №2300-1 защите прав потребителей товаров посвящена отдельная глава.
В ней прямо указывается, что при продаже некачественного товара, клиент может, по личному усмотрению, требовать:
При покупке исправного товара, в 2-недельный срок покупатель вправе заменить или отдать обратно приобретённую вещь. Сделать это можно, если она не подошла по некоторым параметрам.
Некоторые покупки, согласно тому же закону о ЗПП вернуть невозможно, если они соответствуют стандартам качества. Это продукты питания, медикаменты, сложные электротехнические приборы – всего в списке их 14 позиций. Кроме того, имеется ряд товаров, процедура возврата которых имеет ряд особенностей.
В список товаров-исключений, не подлежащих возврату/обмену, входит текстиль. Формально, под эту категорию подпадает и постельное бельё. Однако, в законодательстве имеется одна существенная оговорка: не подлежит возврату только текстиль, продаваемый по метрам.
Соответственно, постельные принадлежности, продаваемые поштучно, в данную категорию не входят.
Поэтому попытки продавца отказать клиенту в обмене или возврате, апеллируя к правительственному постановлению №55, безосновательны и незаконны.
В списке исключений содержится пункт «Бытовая мебель (гарнитуры и комплекты)». С юридической точки зрения, это даёт продавцу возможность отказать клиенту в возврате купленной мебели, но лишь когда она составляет единый гарнитур.
Продаваемые же по отдельности столы, стулья, кровати, тумбы продавец обязан принять назад, при соблюдении вышеизложенных условий для возврата.
Не подлежит возврату, согласно положениям правительственного постановления, бытовая техника. Это касается только технически сложных приборов, и только бытового назначения.
Не могут возвращаться клиентами обратно:
Список вещей, которые не подлежат возврату в магазин, если не имеют заводского дефекта (правительственное постановление №55):
Сроки, отпущенные для возврата товара, прописаны в отдельной главе ФЗ №2300-1.
Вернуть товар в магазин, при отсутствии фабричных неисправностей и дефектов, можно в течении двух недель.
По прошествии данного срока исправная покупка назад не принимается. Срок отсчёта начинается со следующего от момента приобретения дня.
Спустя две недели после совершения приобретения, вернуть или поменять покупку можно исключительно в случае обнаружения неполадки. Причём этот дефект должен носить серьёзный характер, оказывающий влияние на эксплуатационные параметры изделия.
В подобной ситуации время, отведённое для возврата, равно гарантийному сроку использования, установленному производителем.
Правила интернет-торговли несколько отличаются от общепринятых, и устанавливаются положениями статьи 26.1 закона о ЗПП. Касаются эти различия и порядка возврата покупок в онлайн-магазины.
Срок отказа от исправной приобретённой вещи в данном случае составляет всего 7 дней.
Список товаров, не подлежащих возврату, полностью распространяется и на дистанционную торговлю.
Порядок возврата товара в интернет-магазины выглядит так:
Если продавец, по какой-то причине отказывается принять назад покупку, клиенту следует взять с него письменное объяснение. В нём должна указываться причина для отказа. На основании этой бумаги, покупатель сможет опротестовать решение продавца в надзорных госорганах. Прежде всего, это Роспотребнадзор, в прямые обязанности которого входит контроль над соблюдением правил торговли и предоставления услуг потребителям.
Напоследок рассмотрим ряд вопросов, возникающих у покупателей.
Да, можно, если он был приобретён не позднее 2-х недель в обычном режиме, или 1 недели – у интернет-продавца.
В ФЗ №2300-1 указаны ряд причин, по которым можно вернуть в это время покупку. Но все эти причины столь субъективны и расплывчаты, что, на деле, никакой роли не играют. Ведь, к примеру, продавец не сможет убедительно доказать контролирующим органам, что возвращаемая вещь имеет именно тот цвет или фасон, что лучше всего подходит к данному покупателю.
При возврате исправного товара, наличие упаковки является одним из обязательных условий. Однако, законодательные нормативы ничего не говорят о степени её целостности, что вполне понятно. Чтобы примерить вещь, оценить её технические параметры, потребуется вскрыть упаковку. При возврате разорванную фабричную тару, в крайнем случае, можно склеить или обмотать скотчем.
Если обменивается вещь с заводским браком, то предоставлять упаковку вообще не нужно.