Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 6 752 рубля. Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, указанным в абзаце третьем части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, не может превышать за полный календарный месяц предельную величину ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определяемую в соответствии со статьей 14 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”, исходя из установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Работает у нескольких работодателей
Работает у одного работодателя
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается только по одному месту работы по выбору застрахованного лица, исходя из заработка в расчетном периоде только у выбранного работодателя.
Ежемесячное пособие выплачивается только по одному месту работы, но при этом, заработок в расчетном периоде с иных мест работы суммировать возможно.
Формула расчета
(Федеральный закон № 255-ФЗ, статья 11.2)
*730 (731,732), так же могут быть применены исключаемые периоды.
ВАЖНО!
В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста 1.5 лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется.
сведения о застрахованном лице
заявление о замене лет в расчетном периоде (при необходимости)
Помимо указанных документов и сведений, в СФР направляются сведения, указанные в п.35 “Правил получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком”
Остальные сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия, поступают в фонд в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
По общему правилу, размер пособия по уходу за ребенком составляет 40 % от среднего заработка.
ТК РФ).
На практике это положение порождало множество споров, поскольку не было ясно, сколько часов в день (неделю, смену) можно работать и сохранять право на получение пособия (например, будет ли неполным рабочим временем, позволяющим получать и пособие, и зарплату 39-часовая рабочая неделя — по сравнению с обычной 40-часовой).
ФСС разъяснял, что трудовое законодательство Российской Федерации не дает четкого понятия неполного рабочего времени и не содержит указаний, на какое минимальное время должны быть сокращены ежедневная работа (смена) или рабочая неделя, чтобы это считалось неполным рабочим днем (сменой) или неделей. Работа на условиях неполного рабочего времени подразумевает меньшую продолжительность рабочего времени, чем нормальная (40 часов в соответствии с ТК РФ).
Но все же цель выплаты пособия — сохранить часть заработка работнику, который в связи с обязанностями по уходу за ребёнком не может трудиться. Новые нормы эту цель пособия практически дезавуируют — теперь, работая на условиях полного рабочего времени, сотрудник и не теряет заработок, и получает пособие. Пособие фактически становится просто дополнительной выплатой лицам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, что несколько не согласуется с его изначальными целями.
Возникают и закономерные сомнения в способности работника ухаживать за малолетним ребенком при полном рабочем дне (супруги, бабушки, дедушки, няни и пр.
Время такой работы в стаж для отпуска включалось[6], но, по мнению Роструда, нахождение работника одновременно в двух отпусках, предоставляемых по разным основаниям, законодательством не предусмотрено. Чтобы работник смог воспользоваться своим правом на ежегодный оплачиваемый отпуск, ему рекомендовали прервать отпуск по уходу за ребенком. Прерванный отпуск впоследствии мог быть возобновлен[7].
Поправки, внесённые в законодательство РФ, предоставляют лицам, фактически осуществляющим уход за детьми до 1,5 лет, возможность выйти из отпуска по уходу за ребенком и при этом сохранить право на получение пособия.
Однако, на наш взгляд, не все выглядит так однозначно.
Формально работник, ухаживающий за ребёнком в возрасте до 1,5 лет, теперь сможет работать без ограничений и получать пособие.
Для удобства представим алгоритм расчета пособия по уходу за ребенком в 2025 году в виде схемы:
равно средний заработок за два предыдущих календарных года (не должен превышать за каждый год предельную величину базы для начисления страховых взносов: в 2024 году – 2 225 000 рублей, в 2023 году – 1 917 000 рублей)делим на число календарных дней в этом же периоде (исключая периоды временной нетрудоспособности, отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком, период освобождения от работы с сохранением зарплаты).
Получаем средний дневной заработок, который не может быть больше контрольной величины (= сумме предельных величин (см.
(в ред. Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:
6 752 рубля – лицам, указанным в абзацах шестом – девятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;
(см. текст в предыдущей редакции)
40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, – лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом – девятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;
(см.
Однако выплату пособия могли признать неправомерной, и приходилось в суде доказывать, что сокращение сотруднику рабочего времени на 1 час в день не является злоупотреблением правом на получение пособия по уходу за ребенком. Со своей стороны, представители ФСС РФ настаивали, что при таком сокращении рабочего времени выплата пособия не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком и призванная компенсировать утраченный заработок, а приобретает характер дополнительного стимулирования.
Суд в данном случае встал на сторону страхователя, указав, что законодателем не установлены ни минимальный предел сокращения продолжительности рабочего времени с целью ограничения в выплатах пособия по уходу за ребенком, ни возможность перерасчета размера указанного пособия в зависимости от продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
после окончания отпуска по беременности и родам матери ребенка. Если мать ребенка не находилась в отпуске по беременности и родам, то со дня начала фактического ухода за ребенком (который, как правило, не совпадает с днем рождения ребенка, если соответствующий отпуск использует иной член семьи);
Конституционный Суд РФ указывал, что законодательство при решении вопроса о наличии оснований для продолжения выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком позволяет сохранять пособие за работником, исходя из оценки страхователем и страховщиком обстоятельств конкретного случая[4].
Как следствие, в ряде известных нам случаев суды сочли, что незначительное сокращение рабочего времени (работа на условиях неполного рабочего дня продолжительностью 7 часов в день) не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком и повлекшая утрату заработка, поэтому взыскали с работодателей излишне перечисленные, по мнению ФСС, пособия по уходу за детьми до 1,5 лет[5].
Кроме того, у работающего, но в то же время находящегося в отпуске по уходу за ребенком и получающего пособие лица возникала проблема с ежегодным отпуском.