Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Скачать письмо Казначейства № 14-00-06/20797 от 30.09.2019 из КонсультантПлюсСкачать определение Верховного Суда № 309-ЭС18-7005 от 14.06.2018 по делу № А07-6567/2017 из КонсультантПлюсСкачать образец уведомления об отказе второго участника заключать госконтракт в Word
Основания для совершения сделки с участником № 2 делятся в зависимости от этапа тендера. Собрали основания заключения контракта со вторым участником после расторжения контракта по 44-ФЗ с победителем в таблицу.
На этапе подписанияНа этапе выполнения обязательств
Если победитель отказался от сделки, его признают уклонившимся, а у заказчика появляется право заключения договора со вторым участником аукциона по 44-ФЗ после расторжения соглашения или уклонения победителя. Поводы для признания уклонившимся победителя такие, он:
Если поставщик сам производит лекарства, то НМЦК закупки не имеет значения.
Часть 17.1 ст. 95 закона о контрактной системе разъясняет, можно ли заключить контракт со вторым участником, если первый отказался: да, по основаниям, которые закреплены в ч. 8 ст. 95 44-ФЗ.
А если заказчик в одностороннем порядке расторгает сделку, то со вторым поставщиком подписывают госконтракт только после того, как победителя внесут в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Это ограничение не касается закупок на поставку товара для нормального жизнеобеспечения.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как заключить госконтракт по результатам закупки без штрафов и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.
В ст. 83.2 закона о контрактной системе указано, по какой цене заключается контракт со вторым участником по 44 ФЗ, — по той, которую он предложил на торгах.
Казначейство в письме № 14-00-06/20797 от 30.09.2019 опубликовало разъяснения по заключению контракта со вторым участником аукциона по 44-ФЗ. В письме указано, что, по ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ, контракт со вторым поставщиком, если с победителем электронной процедуры расторгли контракт, заключается с соблюдением условий, которые предусмотрены в ч. 1 ст. 34 44-ФЗ, учитывая положения ч. 18 ст. 95 44-ФЗ.
А в ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ не утвердили форму заключения такого контракта и нет отсылки к порядку заключения контракта в рамках ст. 83.2 закона о контрактной системе. Эта статья не регулирует порядок заключения такого контракта. Получается, если возникла необходимость совершить сделку по основанию, которое прописано в ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ, это делают без ЕИС, в т. ч. и в бумажной форме.
Основные новшества, которые введены в действие с 01.01.2022:
Собрали изменения сроков заключения контракта со вторым участником при уклонении победителя по 44-ФЗ (360-ФЗ от 02.07.2021):
ДействиеСрок до 01.01.2022Срок после 01.01.2022Подготовка проекта соглашения заказчикомВ течение 5 дней после публикации протоколаНе позднее 2 рабочих дней после публикации протоколаПодписание проекта поставщиком или подготовка протокола разногласийВ течение 5 дней после его размещения в ЕИС заказчикомВ течение 5 рабочих дней после его размещения в ЕИС заказчикомОбработка протокола разногласийВ течение 3 рабочих дней после его размещения в ЕИСНе позднее 2 рабочих дней после его размещения в ЕИСПодписание соглашения после обработки протокола разногласийВ течение 3 рабочих дней после размещения нового соглашения в ЕИС (или первоначального, если правки не приняты)Не позднее 1 рабочего дня после размещения нового соглашения в ЕИС (или первоначального, если правки не приняты)Срок подписания соглашения заказчиком после его подписания победителемВ течение 3 рабочих дней после его размещения в ЕИСНе позднее 2 рабочих дней после его размещения в ЕИССрок направления соглашения второму участникуВ течение 5 дней после признания организации уклонившейсяАналогичен срокам для подписания соглашения с победителем
Единый порядок заключения госконтрактов в электронных процедурах прописан в ст. 83.2 закона о контрактной системе. В ч. 14 этой статьи указано, как вправе поступить участник 2 при признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта:
Часть 15 ст. 83.2 закона о контрактной системе разъясняет обязанности второго участника заключить контракт по 44-ФЗ: такого второго поставщика признают уклонившимся, если он сначала подписал проект госконтракта или направил протокол разногласий, а потом не обеспечил его или отказался подписывать. У победителя закупочной процедуры такой возможности нет.
В 223-ФЗ нет спецнорм для подписания договора с поставщиком, который занял второе место. Если победитель уклонился, сведения об этом передаются в Антимонопольную службу для решения вопроса о направлении сведений о победителе в реестр недобросовестных поставщиков. А заказчик работает по правилам, которые прописал в положении о закупке. Например, в едином положении Ростеха прописано, что он заключает договор еще и с третьим участником.
Заказчики взыскивают с победителя убытки, которые он причинил, когда отказался от сделки. Такие выводы сделал Верховный Суд в определении № 309-ЭС18-7005 от 14.06.2018 по делу № А07-6567/2017.
В отличие от тендеров по 223-ФЗ, с третьим участником заказчики дело не имеют. Если и потенциальный исполнитель, который занял второе место, отказался подписывать госконтракт, то, по контрактному законодательству, заказчики не заключают договор с поставщиками, которые ранжированы на третьем месте или последующих. Признают, что аукцион не состоялся, вносят изменения в план-график и организуют тендер заново.