Для контроля за их сохранностью ведут учетные документы — журнал или табель учета выдачи инструмента и карточки, которые заполняют на каждого работника.
Есть несколько унифицированных бланков, утвержденных или согласованных Госкомстатом, которые вправе использовать в компаниях:
С 2013 года закон не обязывает использовать типовые бланки для первичных документов.
Карточка спецодежды на предприятии необходима для учета выданной работнику униформы и средств индивидуальной защиты. Порядок заполнения регулирует Минтруд. С 1 сентября 2023 года правила меняются.
Скачать бланк личной карточки учета выдачи СИЗ 2024 в Ворде по дежурным СИЗ
Скачать бесплатно бланк личной карточки учета выдачи спецодежды в Excel
Скачать личную карточку учета спецодежды по форме МБ-6
Скачать образец карточки выдачи индивидуальной защиты в школе
К специальной одежде и средствам индивидуальной защиты относятся: рабочие комбинезоны, куртки, перчатки, респираторы, очки, наушники, противогазы и т. д.
На лицевой стороне заполняют сведения о выданных средствах, на оборотной — о списанных.
Вот как выглядит карточка, разработанная на основе бланка 423-АПК:
Заполнение карточки учета выдачи
Под таблицей ставит подпись ответственный работник, который ее заполнил
Если требуется составить ведомость выданного инвентаря, то допустимо разработать ее на основе бланка 422-АПК, закрепленного в том же отмененном Приказе Минсельхоза № 750. Никто не запрещает использовать удобный бланк в работе, приспособив его под собственные нужды.
Дополнительно: как обеспечить охрану труда на производстве
Это межотраслевой типовой бланк, который применяют для контроля за малоценными и быстроизнашивающимися объектами. К таким объектам относятся предметы с ограниченным периодом использования, к примеру, мешки, перчатки, канцелярия, средства для уборки и т.
Проверяющие потребуют предъявить ведомость на выдачу специальной одежды (имейте в виду, это просто другое название этого документа).
Карта учета оформляется сразу при приеме на работу. Наиболее уязвимым местом является формулировка, касающаяся наименования типовых отраслевых норм: надо не ошибиться и сослаться на правильный документ. Такие нормы существуют, например, для:
Также в карточке регистрации важно правильно указать сроки использования (внимательно изучите маркировку, нанесенную производителем).
В остальном форма заполняется просто.
Правила заполнения и новая форма карточки СИЗ приведена в приложении к приказу.
На лицевую сторону заносят информацию о работнике:
Далее следует заполнение таблицы, обосновывающей необходимость предоставления спецодежды, спецобуви и других средств. Под типовыми нормами имеется в виду официальный документ, предписывающий использование СИЗ. По каждому из них необходимо привести подходящий пункт.
На оборотной стороне размещаются сведения о получении, возврате и состоянии средств.
По этой таблице отслеживают, что носит конкретный сотрудник и как часто меняет.
Если включаете инструменты и инвентарь в состав основных средств, сформируйте специальные документы для основных средств. Обычно организации используют унифицированные формы из постановления Госкомстата №7 от 21.01.2003:
К материально-производственным запасам относят активы, которые потребляют в рамках обычного операционного цикла или используют не больше 12 месяцев (п. 3 ФСБУ 5/2019). Стоимость в этом случае значения не имеет.
Если учитываете инструменты и хозяйственные принадлежности в МПЗ, оприходуйте материалы по товарной накладной (ТОРГ-12) и приходным ордером М-4 (постановление Госкомстата №71а от 30.10.1997).
Обычно к материальным ценностям относят:
В бухучете материальные ценности относят либо к основным средствам (ОС), либо к материально-производственным запасам. Классификация имущества зависит от стоимости и срока полезного использования.
Имущественные объекты принимают к бухучету по фактической стоимости покупки. Обычно НДС в эту стоимость не включают (исключение — использование материалов для деятельности, не облагаемой НДС).
Учет материально-производственных запасов ведется по новым правилам: 1 января 2021 года вступил в силу новый ФСБУ 5/2019 (приказ Минфина №180н от 15.11.2019). ПБУ 5/01 отменен.
Учет основных средств ведется по ПБУ 6/01 (приказ Минфина №26н от 30.03.2001).
Подписывает документ начальник структурного подразделения.
Бывает, что условия работы защитных приспособлений не требуют. Но иногда они необходимы (пример — ревизия оборудования). То есть их носят не все и не всегда, а один или несколько сотрудников время от времени.
Обязанность ведения учета это не отменяет.
Допускается правильное заполнение карточки спецодежды и ведение картотеки как в бумажном, так и в электронном виде.
В приказе Росархива № 236 от 20.12.2019 листов по средствам индивидуальной защиты нет. Зато есть ведомости. К ним и приравнивают интересующий нас тип документа.
Рядом с информацией о выдаче предметов ставит подпись работник, который их получил, а рядом с информацией о возврате — кладовщик.
На оборотную сторону при заполнении переходят тогда, когда не хватает строк на лицевой стороне. Затем ответственный работник подписывает карточку и ставит дату заполнения.
Заполнение карточки учета инвентаря
Заполняют в одном экземпляре на каждого сотрудника
При помощи этого бланка крупные предприятия ведут контроль за малоценными предметами (спецодеждой, инструментами, инвентарем в эксплуатации).
Для учета малоценного имущества обычно используют и другие формы из постановления №71а — карточку инструмента МБ-2, карточку учета материалов М-17, требование-накладную М-11 при внутреннем перемещении МПЗ. Все эти документы не являются обязательными, организации вправе разработать собственные первичные документы, включив в них обязательные реквизиты (ч. 2 ст. 9 402-ФЗ от 06.12.2011).
Межотраслевой типовой бланк МБ-2 используют для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Унифицированный документ утвержден постановлением Госкомстата №71а от 30.10.1997.
Форма ведется по каждому сотруднику, которому выдают инструменты и инвентарь, ее еще называют личной карточкой. Этим она и отличается от карточки М-17, в которой учет ведется по видам материалов.
Обычно МБ-2 заполняет кладовщик — в одном экземпляре на каждого сотрудника.