Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 155 “О садоводческих товариществах”. Документ направлен на устранение накопившихся с учетом практики деятельности садоводческих товариществ пробелов и противоречий в законодательстве, упрощение решения многих вопросов, касающихся их внутренней организации, совершенствование подходов к внешнему управлению товариществами, создание условий для развития их инфраструктуры, наведение порядка на территориях.
Указом вводится возможность передачи на баланс государственных энергоснабжающих организаций высоковольтных электросетей товариществ по фактическому состоянию вне зависимости от срока их ввода в эксплуатацию.
Предусматривается также порядок передачи внутренних сетей с последующим заключением прямых договоров электроснабжения с гражданами – членами товариществ.
В этой связи надо аккуратно следить за изменением законодательства и в случае конкуренции положений закона и устава, приоритет у закона.
Ещё одной отличительной чертой проекта устава является то, что он «не заточен» под какого-то конкретного председателя правления, как это иногда бывает. Во всех случаях, когда в законе содержится диспозитивная норма (норма – которая указывает определённый вариант поведения, но при этом дающая возможность участникам правоотношений установить свои правила поведения), в проекте устава указано несколько альтернативных условий, общее собрание КТ может само выбрать, какое условие будет в окончательном варианте их устава.
Новый Закон о квартирной собственности и квартирных товариществах изменил привычную нам терминологию и содержит в себе несколько иную регуляцию правоотношений. Так, например, новые требования предъявляет закон к уставу КТ. Рано или поздно перед квартирными товариществами встанет вопрос принятия нового устава, соответствующего действующему законодательству.
Для разработки проекта устава нужны либо правовые знания, либо денежные средства, чтобы заказать эту работу у юриста.
Елена Пахомова, председатель Комиссии по товариществам при Нарвском городском собрании, совершенно разумно и обоснованно решила, что если будет разработан проект устава КТ, то это будет большим подспорьем для городских КТ.
Некоторое время назад она передала мне проект устава КТ, составленного ею на основании нового Закона о квартирной собственности и квартирных товариществах.
Садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) и Огородническое некоммерческое товарищество (ОНТ) (п.1 ст.4 ФЗ-217).
В связи с этим возникает вопрос, что делать садоводческим, огородническим, дачным некоммрческим партнерствам и потребительским кооперативам, которые были созданы до вступления в силу нового закона?
На указанный вопрос отвечают наши адвокаты по вопросам СНТ.
Некоммерческие товарищества.
Все СНТ, созданные до вступления в силу нового закона ФЗ-217, должны привести свои уставы в соответствие с новым законом.
Как мы писали в предыдущей статье («Новый закон об СНТ и садоводах») дачные некоммерческие товарищества (ДНТ) автоматически становятся СНТ.
Наши юристы обращают внимание садовых товариществ на то, что закон не устанавливает для этого каких-либо сроков для внесения изменений в наименования и уставы таких объединений.
Документы садового товарищества необходимо актуализировать:
Новшества коснулись и вопросов управления садовыми товариществами. Указом увеличен максимальный срок работы правления – 5 лет вместо 3.
Наименования и уставы объединений должны быть приведены в соответствие новому закону при первом внесении изменений в уставы.п.5 ст.54 ФЗ-217
Некоммерческие партнерства.
Все садовые и дачные некоммерческие партнёрства с момента вступления в силу нового закона ФЗ-217 автоматически становятся СНТ, а огороднические некоммерческие партнерства – ОНТ.
Таким партнерствам не нужно преобразовываться в СНТ и ОНТ. Им лишь нужно привести свои уставы в соответствие с новым законом, в том числе указать что они являются товариществами собственников недвижимости и сменить свои наименования с некоммерческих партнерств на СНТ или ОНТ.
При этом закон не устанавливает для этого каких-либо сроков для внесения изменений в наименования и уставы таких объединений.
Указом предоставлено право общим собраниям садоводческих товариществ самостоятельно принимать решения по данным вопросам.
Исходя из запросов на местах и обращений граждан, а также общественного мнения о повышении роли государства в сфере контроля за деятельностью садоводческих товариществ, Указом местные органы власти наделяются правом назначать председателя правления товарищества в случае его длительного отсутствия, а также отдельными полномочиями по текущему управлению товариществами (например, требовать проведения внеочередного общего собрания).
Для садоводческих товариществ вводится возможность получать в местном исполкоме (на безвозмездной основе) информацию об изъятии и предоставлении земельных участков, о государственной регистрации перехода прав на земельные участки либо долей в праве на них.
Указа №155).
Необходимо уведомлять правление об изменении своих паспортных данных, адреса регистрации по месту жительства (месту пребывания), почтового адреса, номера телефона и иных контактных данных в месячный срок с даты таких изменений.
Наследнику, к которому перешло право на земельный участок/садовый домик, необходимо в течение трех месяцев с даты перехода к нему права обратиться в правление садового товарищества с письменным заявлением о вступлении в состав товарищества либо об отказе от вступления.
Появились у дачников и новые права. Расширен и уточнен перечень документов, с которыми члены садовых товариществ имеют право знакомиться. Еще появилась возможность запрашивать (самостоятельно копировать) копии документов о деятельности садовых товариществ.
Перечень таких компетенций расширен.
Так, например, теперь решением общего собрания можно:
Членские взносы ранее были едиными для всех членов садовых товариществ.
Теперь решением общего собрания можно изменить сумму членского взноса в зависимости от размеров или количества земельных участков, принадлежащих членам товарищества.
Появилась возможность проведения общего собрания в онлайн-формате. Оно может быть проведено в заочной форме (опросным путем).
Для этого нужно отправить в местный муниципалитет запрос и дождаться ответа.
Если местные власти не планируют такие работы в ближайшее время, то необходимо выбрать кадастрового инженера и заключить с ним договор на выполнение комплексных кадастровых работ. После выполнения этих работ заказчики направят документ в согласительную комиссию, уполномоченный орган утверждает карту-план и отправляет в Росреестр для регистрации прав.
После внесения в ЕГРН сведений, содержащихся в карте-плане территории, орган регистрации прав уведомит заказчиков и кадастрового инженера о результатах, в том числе сообщит перечень объектов недвижимости, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, пояснили в Федеральной кадастровой палате.
Как поставить дом и землю на кадастровый учет.
При любом финансировании комплексные кадастровые работы не выполняются в отношении земельных участков, сведения о местоположении границ которых уже содержатся в ЕГРН и соответствуют установленным требованиям, а также не содержат никаких ошибок, либо такое местоположение было установлено решением суда.
Для начала дачники или другие собственники объектов недвижимости в рамках одной территории должны принять решение о необходимости проведения комплексных кадастровых работ и собрать деньги на их финансирование.
Чтобы не платить зря, стоит уточнить у уполномоченного органа, не планируется ли выполнение комплексных кадастровых работ на интересующей территории за счет бюджетных средств.
Теперь под ним понимается земля, предназначенная исключительно для:
В отличие от садовых участков, на которых разрешено возводить жилые дома, огородные территории не предназначены для строительства капитальных строений.
С 1 марта 2025 года вступает в силу новое требование: владельцы садовых и огородных участков обязаны начать их использовать в течение трёх лет с момента приобретения.
Освоение территории подразумевает: