Характерные черты её политического устройства — верховенство права, децентрализация, коллегиальность правительства, сильный элемент прямой демократии, во внешней политике — вечный нейтралитет.
Основы швейцарской федеративной парламентской системы были заложены в 1848 году с принятием конституции. Действующая конституция Швейцарии была принята на референдуме 18 апреля 1999 года,
Демократия Швейцарской конфедерации не является парламентской или президентской в чистом виде, а представляет собой форму правления своего собственного образца. Это заключается в наличии двухпалатного парламента и Федерального Совета (правительства), состоящего из 7 членов, выбираемых парламентом.
Амортизирующая способность этого принципа государственного управления была достаточно отчётливо продемонстрирована во время интеграции в правительствующую коалицию (в рамках Федерального совета) радикально-националистической партии известного швейцарского мультимиллионера К.Блохера. Используя популистские националистические лозунги (около 19% всего населения страны составляют иностранцы — самый высокий европейский показатель), эта партия получила на последних выборах почти 1/5 всех голосов избирателей.
Однако выход на самый высокий уровень государственного управления представителей национал-радикалов не привёл к разрушению непоколебимой стабильности общественно-политической системы страны.
Во внешней политике наиболее радикальные сдвиги произошли в марте 2002 — Швейцария стала членом ООН.
Индия);
Объем полномочий федеративных государств также различается: у симметричных федераций все субъекты имеют равный объем полномочий (США); у ассиметричных федераций разные территории государства имеют разный статус и разный объем полномочий (Индия).
В централизованных федеративных государствах большинство важных вопросов решается на уровне государства, а субъекты не имеют большой сферы самостоятельности (Российская Федерация), в отличии от субъектов децентрализованных федеративных государств (США).
Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты); Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта); Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.
Слайд 13
Виды федераций Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
Кантоны Ури, Швиц и Унтервальден стоят у истоков образования Швейцарского государства. Именно эти три кантона в 1291 году заключили «Союз трех кантонов».
С тех пор, к этому союзу присоединялись другие кантоны. Самый молодой кантон — кантон Юра, отделившийся от кантона Берн в 1979 году.
Три швейцарских кантона разделены на полукантоны.
Это кантоны Унтервальден (Обвальден и Нидвальден), Базель (Базель сельский и Базель городской) и Аппенцелль (Аппенцелль-Ауссерроден и Аппенцелль-Иннерроден).
Кантон Гларус и полукантон Аппенцелль-Иннерроден уникальны тем, что в них действует прямая демократия.
Последние выборы в Государственный совет состоялись в 1999 (в разные месяцы в каждом кантоне), в Национальный совет — 24 октября 1999.
Наибольшее число голосов избирателей на последних выборах в Национальный совет было отдано: Швейцарской народной партии (SVP) — 22,6%, Социал-демократической партии (SPS) — 22,5%, Радикальной свободно-демократической партии (FDP) — 19,9% и Христианско-демократической народной партии (CVP) — 15,8%. На их долю приходится 80,8% всех голосов избирателей («большая четвёрка» получила все места в Государственном совете).
Высшая судебная власть осуществляется Федеральным Верховным судом.
Его члены выбираются Федеральной ассамблеей (на 6 лет).
Особенности функционирования исполнительной и законодательной власти проявляются прежде всего в ежегодной автоматической ротации глав государства (и правительства).
В федеративном государстве территориальная организация власти проходит на нескольких уровнях, причем субъекты федерации имеют самостоятельность и полномочия в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.
Существуют смешанные формы государственного устройства, которые зачастую являются переходными либо от унитарного государства к федерации, либо от федерации к унитарному. При таких государственных устройствах на равных условиях с субъектами федерации действуют административно-территориальные единицы, которые не наделены правами субъектов федерации и не входят в состав субъектов федерации.
Постепенное устранение основных достаточно специфичных постулатов государственного управления страной (автоматическая ежегодная ротация глав государства, «прямая демократия» через проведение всенародных референдумов и пр.) может нанести ущерб идентичности швейцарского населения, традиционной общественно-политической стабильности. Последние опросы (2002) показали, что только 1/3 населения выступает за присоединение к ЕС, 1/3 — категорически против и, наконец, остальные считают, что «головой» они одобряют этот процесс, а вот «сердце» выступает решительно против вступления в эту организацию.
Вооружённые силы страны считаются крупнейшими в Европе.
Швейцарская регулярная армия насчитывает около 360 тыс. чел. (а в условиях мобилизации может быть в течение 48 ч увеличена до 500 тыс. чел.).
Также страна имеет очень древние традиции государственности, а ориентация во внешней политике на нейтралитет позволила стране избежать многих опустошительных войн.
Как известно, главной чертой государства выступает форма государственного устройства, помогающая раскрыть методы административно-территориального деления, а так же взаимодействие всех органов власти. Федеративное правительство выступает как самостоятельный союз: республик, штатов, земель, кантонов и др., которые называются субъектами федерации, не обладающих полной независимостью, они также лишаются права самостоятельного участия в международных соглашениях.
Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия). Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).
Слайд 14
По способу образования самой федерации выделяют: Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).
Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).
Но они наделяются определенной властью, которая позволяет им создавать собственные конституции.
В Швейцарии действует принцип разделения задач между политическими организациями высокого или низкого уровня:
– то, что относится ко всей Швейцарии, является ответственностью конфедерации (сюда можно отнести внешнюю и внешнеэкономическую политику, обороноспособность страны, денежные обращения, экономика, социальные страхования, налоги, и т.д.);
– то, что координируется на уровне кантона, остается компетенцией кантона (сюда относится образование, социальная сфера, строительство, здравоохранение, суды и т.д.).
Этот принцип часто называют «принципом субсидиарности». Однако данный способ все более часто называют недостаточным.
Россия должна быть унитарным централизованным государством, управляемым «сильной рукой», что преимущества федерализма нам чужды, а сам федерализм – только лишь переходная форма в направлении к созданию унитарной государственности. Вопросы развития федерализма, как формы государственного, национального устройства являются достаточно дискуссионными.
В основе государственного устройства России, по количеству субъектов, занимающей первое место в мире, изначально заложены два противоречивых принципа:
Государственным устройством принято называть территориально-политическую организацию государственной власти, находящей выражение соотношением государства, как единого целого с его составными частями.