В далеком 2014 году в Закон об ОСАГО были внесены поправки, которые продолжают действовать и в 2025, о быстром и удобном оформлении дорожно-транспортных происшествий путём заполнения бланка европротокола. Он выдается всем страхователям при заключении договора ОСАГО и, как правило, возится водителями вместе с полисом. Но быстро оформить своё ДТП можно с определенными условиями. Одним из таких условий является лимит страховой выплаты, которую сможет получить потерпевший. До какой суммы можно заполнять европротокол и как получить максимальную выплату, будем разбираться в этой статье.
Если мы напишем, что европротокол придётся составлять при любом ДТП, многие водители удивятся и подумают, что мы пишем какую-то ерунду. Но на самом деле, так и есть… Объясним, почему!
Европротокол — это не официальное название документа, а лишь “народное” определение способа оформления ДТП без участия ГИБДД. На самом же деле, потерпевшему или обоим водителям придётся заполнять извещение о ДТП. Именно так называется самокопирующийся бланк, который выдают страховщики при заключении договора ОСАГО.
И можно сказать, что это самое извещение необходимо заполнять всегда, при любом происшествии – по крайней мере, потерпевшему, намеренному обратиться по страховому случаю за возмещением по ОСАГО. Почему так?
Таким образом, можно сказать, что от заполнения извещения при ДТП никуда не деться.
Поскольку, нас интересует не соблюдение формальностей при оформлении ДТП и обращении за выплатой, а получение по европротоколу страхового возмещения, то подробнее расскажем о максимальных суммах выплат по извещению на сегодняшний день. Всего таких суммы – вернее, лимита – два:
Максимальная выплата в 100 тысяч может быть получена потерпевшим, если ДТП было оформлено следующими способами:
Страховое возмещение в размере 400 000 рублей – это вообще максимальная сумма, на которую может рассчитывать потерпевший по ОСАГО, когда вред был причинен только его имуществу. Об этом указано в п. б статьи 7 Закона об ОСАГО.
Максимальную сумму 400 тысяч можно получить не только при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД, но и при самостоятельном оформлении по европротоколу при условии передачи данных в электронном виде установленными способами. Ниже мы подробно выясним, как это сделать на практике.
Для этого нужно иметь специальное техническое средство, которое обеспечивает быструю и некорректируемую передачу данных о ДТП с помощью системы ГЛОНАСС либо использовать программное обеспечение, работающее совместно с ЕСИА, через которое оформляется авария. Речь идёт о 2 приложениях:
При этом, важно помнить, что бумажный бланк европротокола не заполняется, только если ДТП было оформлено с помощью этих специальных программ.
Для того, чтобы получить максимальную выплату в 400 000 рублей по европротоколу, необходимо правильно всё оформить. Для начала необходимо убедиться в том, что вы располагаете необходимыми техническими средствами для фиксации происшествия. Как мы уже указали выше, их 2 вида.
Нужно иметь в виду, что долго раздумывать, как оформлять ДТП, не стоит, так как при использовании специальных технических средств с “ЭРА-ГЛОНАС” надо будет нажать на кнопку и передать информацию не позднее чем через 10 минут после столкновения. А оформить через мобильные приложения – не позднее чем через 60 минут.
При оформлении ДТП с техническими средствами указанными в пункте 1, вам необходимо также заполнить бланк европротокола. В нём в примечаниях укажите, что “производилась фиксация и передача информации с помощью такого-то технического средства“.
Оформлять через приложение проще – здесь всё последовательно с подсказками и интуитивно понятно, как это делать. Но для этого нужно хотя бы одному из участников ДТП быть зарегистрированным и иметь подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг.
Правила представления страховщику информации и Требования к специальным техническим средствам установлены Постановлением Правительства РФ от 28.08.2019 года №1108.
Обратите особое внимание на требования к техсредствам, там их много и перечислено большое количество всяких ГОСТов. Поэтому, покупая такое устройство, лучше не верить продавцу на слово, а проверять соответствие самостоятельно до ДТП, в противном случае вы рискуете остаться без выплаты в размере 400 000 рублей.
От себя добавлю, что при большом ущербе, лучше все же пользоваться помощью инспекторов. Поскольку был случай, когда ДТП оформили через приложение, но что-то куда-то не передалось. И суд, не особо разбираясь, отказал в требованиях потерпевшего – придётся теперь ему доказывать свою правоту в апелляции.
Но и при оформлении обычного европротокола с лимитом в 100 000 рублей есть сложности, а именно подсчет возможного ущерба.
Чтобы точно определить размер причинённого вреда и не прогадать с оформлением ДТП по европротоколу, нужно в первую очередь хорошенько осмотреть машину и выявить все повреждения. Не будет лишним сразу их сфотографировать.
После того, как все повреждения найдены, нужно оценить размер ущерба самостоятельно или спросить у знающих людей.
Помочь в этом нелегком деле сможет справочник цен РСА, по которому и будет рассчитываться страховщиком сумма ущерба. Но для проверки стоимости запчастей вам потребуются каталожные номера конкретных деталей, их можно взять в официальных справочниках ELCATS для вашего авто.
Если вы сомневаетесь надо ли менять деталь или ремонтировать, то всегда предполагайте её замену, так возможная сумма ущерба будет максимальная.
Слушать советы виновника о стоимости данного ремонта я бы не советовал. Для них всегда ущерба на пару тысяч и их друг в гаражах это сделает за десяточку, поэтому объективной оценки вы скорее всего не услышите.
Тем не менее, рыться в каталогах и справочнике РСА, будучи на дороге, такое себе занятие! Поэтому лучше заранее представлять себе стоимость наиболее уязвимых деталей (бамперов, в том числе их усилителей и декоративных элементов, крыльев, фар и фонарей, крышки багажника, стёкол и других). Но и на дороге можно найти довольно быстро в поисковых системах ориентировочную цену запчастей.
Причин, по которым вы не желаете оформлять ДТП по европротоколу может быть несколько. Например:
В таком случае при разговоре с дежурной частью (именно туда стоит звонить, по номеру 102) следует заявлять, что условия для оформления европротокола, указанные в законе, не выполняются, и оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД не представляется возможным. Требуйте прислать наряд для оформления или следуйте указаниям полицейских: сфотографировать всё, нарисовать схему ДТП и ехать в отдел для оформления, такое тоже может быть по ПДД.
Если наряд не присылают или прибывшие инспекторы не хотят оформлять аварию, тогда остаётся только жаловаться.
Если вы вынуждены были оформиться по европротоколу как в примере выше, или неверно прикинули размер ущерба, то это еще не приговор. Можно будет повоевать за полное возмещение ущерба от ДТП.
В случае, когда размер ущерба превышает предусмотренный лимит по выплате страховщика, то воевать и что-то требовать от страховщика особого смысла нет.
Взыскать со страховой компании ущерб сверх лимита не получится, он не должен платить больше, чем указано в законе.
Один из вариантов, как решить такую проблему – это оформление ДТП в ГИБДД. Это возможно, это законно, но есть несколько трудностей:
После оформления ДТП лимит ущерба возрастёт до максимальных 400 000 рублей.
Убедить второго участника аварии оформить всё через ГИБДД можно, описав ему второй вариант развития событий – взыскание разницы непосредственно с него.
Тот факт, что вы оформили ДТП в рамках Закона об ОСАГО по установленным правилам, не освобождает виновника от полного возмещения ущерба по гражданскому законодательству.
Виновник будет обязан возместить вам разницу между выплатой по ОСАГО и рыночной стоимостью ремонта, даже несмотря на то, что ДТП было оформлено по европротоколу.
Именно поэтому виновник как никто другой заинтересован в верном подсчете примерного ущерба при выборе способа оформления происшествия и дальнейшем увеличении лимита страховщика, если это будет необходимо.
Если у вас именно такая ситуация, когда ущерб превышает лимит европротокола по ОСАГО, то вот Пример судебной практики от ВС РФ с разбором подобной ситуации и взысканием разницы с причинителя вреда.