Максимальное количество уроков в школе. Роспотребнадзор разъяснил, сколько должны учиться детиС изменениями и дополнениями от:
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 – 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования – на 2-х, 3-х, 4-х уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1 , , настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 – 4-х уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3 , в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Таблица 1
Шкала трудности предметов для 1 – 4 классов
Общеобразовательные предметы
Математика
Русский (национальный, иностранный язык)
Природоведение, информатика
Русская (национальная) литература
История (4 классов)
Рисование и музыка
Физическая культура
Таблица 2
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 – 9 классах
Общеобразовательные предметы
Количество баллов (ранг трудности)
Геометрия
Экономика
Черчение
Мировая художественная культура (МХК)
Биология
Математика
Иностранный язык
Русский язык
Краеведение
Природоведение
География
Граждановедение
Литература
Физическая культура
Экология
Информатика
Таблица 3
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10 – 11 классах
Общеобразовательные предметы
Количество баллов
(ранг трудности)
Геометрия,
Русский язык
Литература,
Иностранный язык
Биология
Информатика,
Экономика
Обществознание,
Приложение 4. >> Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минутокСодержание Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10… 4.6 (92.38%) 21 vote[s]
Одна из проблем нашего времени: что важнее для ребенка — учебная нагрузка или все таки детство? И как это все совместить.
Учебная нагрузка на школьников общеобразовательных школ осуществляется на основании Санитарно — эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.2.1178-02 (с изменениями и дополнениями)
В соответствии с вышеприведенными нормативами допустимая недельная нагрузка в часах для школьников составляет:
1 класс – 20 часов при 5-дневной неделе;
2 – 4 классы – 25 часов при 6-дневной неделе и 22 часа при 5-дневной неделе;
5 класс – 31 час при 6- дневной неделе и 28 часов при 5-дневной неделе;
6 класс – 32 часа при 5- дневной неделе и 29 часов при 5-дневной неделе;
7 класс – 34 часа при 6 – дневной неделе и 31 час при 5-дневной неделе;
8 – 9 классы – 35 часов при 6 – дневной неделе и 32 часа при 5-дневной неделе;
10 – 11 классы 36 часов при 6 – дневной неделе и 33 часа при 5-дневной неделе.
При 35-минутной продолжительности уроков во 2 — 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе — 25 часов.
Продолжительность урока для школьника не должна превышать 45 минут.
Обучение школьников в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:
— учебные занятия проводятся только в первую смену;
— 5-дневная учебная неделя;
— организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
— проведение не более 4-х уроков в день;
— продолжительность уроков — не более 35 минут;
— организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;
— организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
— обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки для школьника:
— в сентябре, октябре — 3 урока по 35 минут каждый;
— со второй четверти — 4 урока по 35 минут каждый.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.
В образовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.
В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно — вычислительным машинам. После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте
На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
Общая длительность практической работы для обучающихся в 1 — 2 классах — 20 — 25 минут, для обучающихся в 3 — 4 классах — 30 — 35 минут.
Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2 — 3-х — 5 — 7 минут, для обучающихся в 4-х — 10 минут, а при работе с деревом и проволокой — не более 4 — 5 минут.
Длительность практической работы на уроках труда для школьников 5 — 7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах — не более 10 минут, в 6-х — 12 минут, в 7-х — 16 минут.
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для школьников 5 — 9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5 — 9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10 — 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.
Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.
Домашние задания даются школьникам с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) — до 1 ч, во 2-м — до 1,5 ч, в 3 — 4-м — до 2 ч, в 5 — 6-м — до 2,5 ч, в 7 — 8-м — до 3 ч, в 9 — 11-м — до 4 ч.
П. 4.9 СанПиНа
Это зависит от площади каждого конкретного кабинета.
При этих расчётах не учитывается площадь, необходимая для расстановки мебели.
П. 4.6.
Санитарные нормы рекомендуют размещать кабинеты первых классов не выше второго этажа, а вторых-четвёртых классов — не выше третьего. Используемая в СанПиНе формулировка «рекомендовано» позволяет администрации не учитывать эту норму как обязательную для исполнения.
П. 12.3, п. 10.13
Все помещения школы должны ежедневно мыться с применением моющих средств. А туалеты, столовые, вестибюли, рекреации — после каждой перемены.
Между сменами должен быть предусмотрен 30-минутный перерыв, во время которого производится уборка помещений.
П. 5.6. СанПиНа
От первой парты до учебной доски должно быть минимум 240 сантиметров.
П. 5.1, п. 5.2, п. 5.5, п. 4.8, Приложение 1 («Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у учащихся»)
Парты должны расставляться в порядке от низких к высоким, чтобы самая низкая парта была в первом ряду, а самая высокая — в последнем.
При этом для каждого ребёнка должна быть предусмотрена парта, соответствующая его росту. Если нет возможности учитывать это требование при кабинетной системе обучения, то рекомендуется за каждым классом средней и старшей школы закрепить собственный кабинет, как в начальной школе.
П. 4.13 СанПиНа
Санитарные нормы предполагают возможность размещения спортивного зала в отдельном здании. Отсюда следует, что необходимость перехода детей из одного здания в другое для проведения уроков физкультуры не нарушает санитарных норм.
П. 10.4.
Не ранее 8 часов. Норм по самому позднему времени начала занятий не существует.
Такой нормы не существует. Время начала и окончания второй смены зависит от продолжительности и количества уроков и перемен в первой и второй сменах, времени на уборку между сменами.
Такого требования в санитарных нормах нет. Однако во вторую смену не должны учиться 1, 5, 9 и 11 классы.
П. 10.6, 10.10
Установлено следующее максимальное количество уроков в зависимости от класса:
То есть в пятом классе может быть так: три дня 6 уроков, один день 5 уроков, ещё один день — 7 уроков. А в среднем за неделю получится 6 уроков в день.
Для первых классов существуют дополнительные требования:
Все занятия, которые не входят в расписание, не являются обязательными. Посещение их может быть только добровольным. В эти занятия не должно проводиться обучение по основной школьной программе. Внеурочная деятельность в любом классе не должна превышать 10 академических часов в неделю. (Таблица 3 приложения 3 «Гигиенические рекомендации к расписанию уроков»)
П. 10.8.
Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся (приложение к СанПиН)
Максимальная нагрузка указана в академических часах (1 а.ч. = 45 мин.)
Классы6-дневная неделя(не более)5-дневная неделя(не более)1-212 — 426235322963330735328 — 9363310 — 113734
Указанная нагрузка включает в себя обязательные уроки по расписанию и дополнительные занятия.
Внеурочная деятельность в любом классе не должна превышать 10 академических часов в неделю. Программа внеурочной деятельности может быть реализована как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Однако внеурочная деятельность должна быть добровольным выбором ученика, то есть не является обязательной частью учебного процесса.
П. 10.8 СанПиНа
Сдвоенные уроки не разрешается проводить только в начальных классах. Исключением являются уроки физкультуры, когда занятие проводится на лыжах или в бассейне.
П. 10.23, таблица 1 «Рекомендации по проведению занятий физической культурой, в зависимостиот температуры и скорости ветра, в некоторых климатическихзонах Российской Федерации на открытом воздухе в зимнийпериод года»
Осенью и весной — при любой температуре. Главное, чтобы не было дождя.
Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе:
Северная часть РФ (Красноярский кр., Омская обл. и др.)до 12 лет-10 -11 ºC-6 -7 ºC-3 -4 ºCЗанятия не проводятся12-13 лет-12 ºC-8 ºC-5 ºC14-15 лет-15 ºC-12 ºC-8 ºC16-17 лет-16 ºC-15 ºC-10 ºCВ условиях Заполярья (Мурманская обл.)до 12 лет-11 -13 ºC-7 -9 ºC-4 -5 ºCЗанятия не проводятся12-13 лет-15 ºC-11 ºC-8 ºC14-15 лет-18 ºC-15 ºC-11 ºC16-17 лет-21 ºC-18 ºC-13 ºCСредняя полоса РФдо 12 лет-9 ºC-6 ºC-3 ºCЗанятия не проводятся12-13 лет-12 ºC-8 ºC-5 ºC14-15 лет-15 ºC-12 ºC-8 ºC16-17 лет-16 ºC-15 ºC-10 ºC
Для Приморского края существуют отдельные нормы в зависимости от времени года.
Непосредственно за соблюдением норм санитарных правил следит Роспотребнадзор. Вы можете позвонить туда, или подать письменную жалобу лично или от имени нескольких родителей, или написать обращение в электронном виде с сайта управления Роспотребнадзора по вашему региону.
Некоторые вопросы нахождения детей в школе регулируются также департаментами образования регионов. Обращения туда также принимаются в трёх видах.
При невозможности или нежелании решить проблему силами чиновников помогает обращение в прокуратуру.
Помочь с решением системной проблемы может аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в вашем регионе.
Для большинства родителей вопрос перегруженности детей в школе – один из самых волнующих. сейчас солидные, плюс секции, репетиторы, и на все это у ребенка должно хватать сил. При этом он должен сохранять физическое здоровье и психику, иначе пользы ни от школьной программы, ни от дополнительных занятий не будет.
В связи с этим многие родители хотят точно знать, какое количество уроков в школе является максимально допустимым?
Регламентирует данный вопрос документ СанПиН № 189, где даются четкие определения аудиторной и общей образовательным нагрузкам.
В течение учебной недели первоклассники должны иметь не более 4 уроков ежедневно;
Учащиеся 2-4-х классов – не более 5 уроков;
Ученики 5-6-х классов – не более 6;
Старшеклассники – не более 7 уроков.
Нормы СанПиН регламентируют и ежедневный объем общей нагрузки:
для – 4 урока 4 раза в неделю и 5 уроков, включая физическую культуру, 1 раз в неделю;
для остальной начальной школы – 5 уроков 4 раза в неделю и 6 уроков, включая физическую культуру, 1 раз в неделю;
Для пяти-семиклассников – не более 7 уроков;
Для старшеклассников – не более 8 уроков.
Указанные нормативы являются обязательными, в их основе их лежат гигиенические требования.
К обязательным урокам не относятся факультативы и платные образовательные услуги, согласно ФЗ об образовании, не являющиеся необязательными. Нельзя забывать и об элективных учебных предметах, выбирать которые из школьного перечня 10-11-классники обязаны после получения основного образования.
Участие в факультативах, являющихся элементом внеурочной деятельности, для школьников является добровольным.
В учебных заведениях сначала принято составлять расписание обязательных занятий, а лишь потом переходить к факультативным. Для них оптимальны дни, когда число обязательных уроков минимально. Перед факультативными занятиями рекомендуется 45-минутный перерыв, дающий возможность школьникам переключиться на другую деятельность.
Depositphotos/racorn
Информацию о распределении учебной нагрузки в общеобразовательных школах областное управление ведомства разместило на своем сайте.
С начала учебного года в адрес управления поступает много вопросов от родителей по поводу организации образовательного процесса и распределению учебной нагрузки обучающихся в школах, — говорится в сообщении. Гигиенические требования к образовательному процессу в школах регламентируются документом «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Количество часов, отведенных на урочную и внеурочную деятельность, не должно в совокупности превышать максимальную величину недельной нагрузки .
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение первых, пятых, выпускных девятых и 11 классов и классов компенсирующего обучения также должно быть организовано в первую смену.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
— для учеников первых классов — не более четырех уроков и один день в неделю — не более пяти уроков, за счет урока физкультуры;
— для учеников вторых-четвертых классов — не более пяти уроков и один раз в неделю шесть уроков за счет урока физкультуры при шестидневной учебной неделе;
— для учеников пятых-шестых классов — не более шести уроков;
— для учеников седьмых-одиннадцатых классов — не более семи уроков.
Научными исследованиями установлено, что оптимальный уровень умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10:00 — 12:00. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому для учащихся первых классов наиболее трудные предметы необходимо проводить на втором уроке; вторых-четвертых классов — на вторых-третьих уроках; для учащихся пятых-одиннадцатых классов — на вторых-четвертых уроках.
Неодинакова умственная работоспособность школьников и в разные дни недели. Уровень работоспособности нарастает к середине недели и остается низким в начале учебной недели, в понедельник, и в конце, то есть в пятницу. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или среду.
Продолжительность урока во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением первого класса. Обучение «первоклашек» должно проводиться с соблюдением дополнительных требований:
— учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;
— используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре — по три урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по четыре урока по 35 минут каждый; в январе-мае — по четыре урока по 45 минут каждый;
— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
— вводятся дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее десяти минут, для организации питания детей после вторых и третьих уроков устанавливают две перемены по 20 минут каждая.
Для удовлетворения биологической потребности в движении, независимо от возраста школьников, рекомендуется проводить не менее трех уроков физкультуры в неделю. Занятия физкультурой рекомендуется ставить в числе последних уроков. После них не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
Ведомство уточняет, что в случае нарушения этих требований в школах можно обратиться с письменным заявлением в управление Роспотребнадзора по Томской области: будет проведена проверка учреждения на соответствие его деятельности санитарно-эпидемиологическими правилам и нормам.
Главная » Артикли » Максимальное количество уроков в школе. Роспотребнадзор разъяснил, сколько должны учиться дети