Несмотря на то, что с 2013 года технический паспорт не является обязательным документом для кадастрового учета недвижимости и регистрации прав на нее, он по-прежнему нужен собственникам и арендаторам для совершения сделок, оформления перепланировки, споров с ИФНС по поводу суммы налога и решения других задач. Это касается не только техпаспортов на жилые дома и квартиры, но и документов на магазины, гаражи, промышленные цеха, ангары, склады и другие нежилые объекты. Рассмотрим, как и где получить технический паспорт помещения.
Техпаспорт – это документ, который подготавливается БТИ (Бюро технической инвентаризации) на основании результатов технической инвентаризации помещения. В нем содержатся подробные данные об объекте, в том числе:
Не стоит путать технический паспорт с техническим планом. Этот документ используется для постановки объекта на кадастровый учет, составляет его кадастровый инженер. В техплане содержится меньше информации, чем в техпаспорте. Он включает только основные сведения о недвижимости: координаты, площадь, этажность, материал стен, поэтажные планы. Экспликации, данные об износе конструкций и другие детальные сведения в его содержание не входят.
Выдачей техпаспортов, выписок из них, а также копий документа занимается Бюро технической инвентаризации, обслуживающее район, в котором находится объект. В некоторых регионах не обязательно лично приходить в БТИ для оформления документа, можно запросить техпаспорт онлайн (например, на сайте Госуслуг) или через МФЦ.
После того, как вы узнали, где получить кадастровый паспорт помещения, вам нужно проделать следующие шаги:
В выдаче техпаспорта иногда отказывают. Наиболее распространенная причина – ошибки в заявлении и приложенных к нему документах. Также могут отказать, если заявление подает лицо, которое не имеет прав на получение документа. Перечень оснований для отказа в предоставлении услуги можно уточнить у специалистов БТИ или на сайте Бюро инвентаризации заранее.
Еще один способ, как получить техпаспорт на нежилое помещение с первой попытки и без риска отказа, – это обращение к профессиональным специалистам по оформлению технической документации. За их услуги придется дополнительно заплатить, зато вы сэкономите время и деньги на самостоятельном взаимодействии с представителями БТИ.
Чтобы сделать запрос на оформление техпаспорта или получение его копии, нужно собрать и предоставить в БТИ следующие бумаги:
Также заполняется заявление по форме БТИ. Дополнительно специалисты БТИ могут запросить и другие документы. Например, если заявку на технический паспорт подает субарендатор, требуются доверенности от собственника и основного арендатора объекта. Поэтому уточняйте, как получить техпаспорт помещения в вашем регионе перед тем, как начинать процедуру его оформления.
Стоимость получения технического паспорта на нежилое помещение определяется конкретным БТИ. Поэтому ее необходимо уточнять непосредственно в том Бюро технической инвентаризации, где вы планируете оформить документ.
Актуальное законодательство не устанавливает временных рамок действия технических паспортов на недвижимость. Документ становится недействительным тогда, когда в объект вносятся какие-то изменения, например, проводится перепланировка. Но если техпаспорту больше 5 лет, а вы планируете провести какую-то процедуру, где он нужен, рекомендуем оформить его заново.