Будет интересно

Гласный звук в корне слова орфограмма

Дополнительные правила

Написание непроверяемых гласных в корне нужно запоминать или проверять по словарю.

Чередующиеся гласные

ЭТО ВАЖНО! Для правильного написания чередующихся гласных в корне, нужно знать специальные правила. Если такие гласные проверять ударением, то можно допустить ошибку!!!

Например к слову заря́, казалось бы, можно подобрать проверочное слово зо́ри. И тогда нужно написать зОря. Однако это ошибка! Есть правило:

  • В корнях зор- — зар- в безударном положении пишется буква а.

Озаря́ть, озаре́ние.

ИСКЛЮЧЕНИЕ:зоря́нка — птица.

  • Например в корнях бер- — бир-, пер- — пир-, мер- — мир- и т. д.

Слайд 5

Тема урока «Безударная гласная в корне слова. Обобщение»

Слайд 6

ЦЕЛЬ УРОКА Учиться проверять и грамотно писать слова с безударной гласной в корне слова

Слайд 7

Что? Где ? Как ? Н А Д О П Р О В Е Р Я Т Ь безударные а,о,и,е,я в корне подбирать однокоренные слова или изменять форму слова с ударным проверяемым гласным

Слайд 8

Алгоритм Прочитать слово Поставить ударение Определить место безудар ной гласной Подобрать проверочное слово

Слайд 9

М_ЛИНА Р_ДЫ М_Л_КО Д_ЖДИ ЯБЛ_КО П_НЁК М_РКОВЬ З_МЛЯ Словарная работа

Слайд 10

ПРОВЕРКА м а лина ябл о ко м о рковь м о л о ко з е мля д о жди п е нёк р я ды

Слайд 11

Работа в парах Вставьте безударную гласную, подберите проверочное слово и подчеркните способ проверки.

Проверяемое Проверочное Подчеркните способ проверки л … сты Ф. б … лезнь Ф. сл … вечко Ф.

Нет) Какие это будут буквы? (И, Е) Почему? (Надо сделать проверку этих слов) В первом случае пишется И, проверочное слово – слижет, лижет. Во втором будет Е потому, что проверочное слово – лезть.
(Выделим корень, поставим ударенье, подчеркнём безударную гласную).

2 слайд

Проверка.

– Молодцы!

– В какой части слова они находятся? (в корне)

– Как называется такая орфограмма? (проверяемая безударная гласная в корне слова)

– Какие ещё буквы в слабой позиции требуют

проверки? (А, о, и, е, я)

3 слайд

Прочитаем хором!

Опасных гласных всего 5,

Их я и буду проверять.

Не спеши! А, О, И, Е, Я-

Не проверил – не пиши!

4 слайд

Какова же тема урока? (Тема: Правописание слов с безударными

гласными в корне.)

Цель нашего урока: (Проверять безударные гласные в корне)

3.

Буква обозначающая безударный гласный звук в корне слова это орфограмма

Под его ногами заскрипели (скрип) полы.

Мы посидели (си́дя) в кафе. От горя матери поседели (сед).

Он залезал (лезть) на стул и читал стихи.
Собака зализала (ли́жет).

В деревне белье полоскали (поло́щет) в реке. Он поласкал (ла́ска) малыша, и тот заснул.

Студенты проживали (жить) в общежитии.
Кузьмич прожевал (жёванный) корку и запил водой.

Я его слепила (ле́пка) из того, что было. Пельмени без масла слипались (ли́пкий) в тарелке.

Гребные (грёб) суда — это военные корабли с веслами.

Правило чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне слова нужно так изменить

Если исходить из этого принципа, то безударные гласные корня пишутся всегда одинаково, то есть так же, когда они находятся под ударением и, соответственно, слышатся четко и ясно.

А как узнать, какую букву в корне слова следует написать в безударном положении?

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Чтобы правильно написать безударные гласные в корне, следует подыскать проверочное слово, в котором сомнительный гласный окажется в сильной фонетической позиции — под ударением.

Понаблюдаем:

  • закрепи́ть — кре́пкий;
  • посоли́ть — посо́л, соль.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать другую форму этого же словаПодобрать родственные слова1. Один – многорека – ре́ки1. Большой – маленькийтропа – тро́пка2.
Много – одинколосья – ко́лос2.

Работа с текстом.

-Ребята, а кто из вас был в деревне? Вы любите там бывать? Почему нам так нравится бывать в деревне? Я очень любила в детстве бывать в деревне, потому что там есть возможность общаться с домашними животными.

-У вас на парте лежит листок с текстом про забавного котенка, прочитайте его.

На столе стояла чашка с топлёным молоком. Котёнку очень захотелось слизать с него пеночку. Только прыгнул Пушок на стол – вошла хозяйка.

Пришлось шалунишке слезать со стола, так и не полакомившись.

– найдите слова, которые звучат одинаково. Обратите внимание, а написаны они одинаково? Почему? Вы видите, иногда необходимо знать лексическое значение слова, чтобы правильно его написать.

– Выпишите их и подберите к ним проверочные слова.

Слизать – лижет, слезать- слезть.

Гимнастика для глаз

7.

5 слайд

– Что изображено на слайде?

Дв..ры (Дворы)

– Почему в этом слове пропущена буква? (Это безударная гласная)

– Как это доказать? (Поставить ударение)

– В какой части слова безударный звук? (В корне) Выделите пожалуйста.

– Подходит нам это слово для исследования? (Да)

– Тогда поработаем над способами проверки.

– Как изменится слово в единственном числе? (Двор)

– Это новое слово или форма того же слова? (Форма того же слова)

– Назовите другие формы этого слова (дворами, двором, ко двору)

– Молодцы! Есть ли среди данных форм слово, где

О находится в сильной позиции? (Двор)

– Каким оно будет являться по отношению к другим формам? (Проверочным)

Какой вывод сделаем? Как проверить безударный

гласный в корне слова?( Вывод: Изменить слово так, чтобы безударный

стал ударным.

Он хорошо знал грибные (гриб) места.

Примерять (ме́рка) платье в магазине. Он подошел, чтобы примирить (мир) друзей.

На корабле была стерильная чистота (чи́сто). Частота (ча́сто) вращения измеряется в об/с.

Лебедь ударился оземь (зе́мли) и превратился в прекрасную де́вицу. Озимь (ози́мые) укрылась пушистым снегом.

Тест по теме

Пройдите тест по данной теме и убедитесь, что хорошо ее усвоили.

Например, к слову, обозначающему действие, подберем однокоренное слово с предметным значением.

  • входи́ть — вход;
  • укоря́ть — укор;
  • раздели́ть — разде́л;
  • указа́ть — ука́зка;
  • загада́ть — зага́дка;
  • лепи́ть — ле́пка.

К существительному подберем однокоренное прилагательное:

  • хитре́ц — хи́трый;
  • бели́зна- бе́лый;
  • краснота — кра́сный;
  • ого́нь — о́гненный;
  • хо́лод — холо́дный;
  • со́боль — собо́лий.

От существительного с безударной гласной в корне образуем однокоренное слово с оценочным суффиксом:

  • трава́ — тра́вушка;
  • строка́ — стро́чка;
  • зерно́ — зёрнышко;
  • река́ — ре́ченька.

А как изменить форму слова? Для этого существует несколько способов.

1. У имён существительных изменим число.

Ребята, я предлагаю сегодня все задания делать на скорую руку. Кто со мной согласен?

– Объясните смысл этого выражения.

(Быстро, небрежно, торопливо).

– Можно так работать на уроке?

– А как же вы будете работать? (Сосредоточенно, старательно, вдумчиво).

4. Актуализация опорных знаний.

А) Следующее задание «Вставь букву»

-посмотрите на эти слова: д.рога, к.пуста, л.пата, с.бака, яг.да, ябл.ня

– что общего в этих словах? (Правильно, они словарные) Что это означает? Давайте вспомним написание этих слов.

Если слово с безударной гласной в корне имеет форму единственного числа, то в её проверке часто помогает форма множественного числа.

  • глава́ — гла́вы;
  • сосна́ — со́сны;
  • плита́ — пли́ты;
  • де́рево — дере́вья;
  • десна́ — дёсны.

И наоборот, форму множественного числа существительного преобразуем в форму единственного числа.

  • грачи́ — грач;
  • дожди́ — дождь;
  • поля́ — по́ле;
  • шкафы́ — шкаф.

Для проверки безударной гласной в падежной форме существительного возвращаемся к его начальной форме:

  • без хвоста́ — хвост (и. п. ед. ч.);
  • мимо двора́ — двор;
  • с мечо́м — меч.

У некоторых трёхсложных существительных и прилагательных ударным является окончание. Оба гласных корня слышатся неясно.

едро́вый → ке́др, зелёный → зе́лень, небе́сный → не́бо.

  • А также проверочные слова с ударной буквой Ё.

Ведёт → вёл, лете́ть → полёт, везёт → вёз, пчела́ → пчёлы, весло́ → вёсла, село́ → сёла.

Слова с двумя безударными гласными

Если в слове две безударные гласные, то проверять их нужно, подбирая два проверочных слова.

Берега́ → бе́рег / левобере́жный, голода́ть → го́лод / голо́дный, вечера́ → ве́чер / вече́рний.

Омонимичные корни

Есть пары слов, корни которых звучат одинаково из-за безударного гласного, а пишутся по-разному.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *