Дополнительные правила
Написание непроверяемых гласных в корне нужно запоминать или проверять по словарю.
ЭТО ВАЖНО! Для правильного написания чередующихся гласных в корне, нужно знать специальные правила. Если такие гласные проверять ударением, то можно допустить ошибку!!!
Например к слову заря́, казалось бы, можно подобрать проверочное слово зо́ри. И тогда нужно написать зОря. Однако это ошибка! Есть правило:
✓ Озаря́ть, озаре́ние.
ИСКЛЮЧЕНИЕ:зоря́нка — птица.
Слайд 5
Тема урока «Безударная гласная в корне слова. Обобщение»
Слайд 6
ЦЕЛЬ УРОКА Учиться проверять и грамотно писать слова с безударной гласной в корне слова
Слайд 7
Что? Где ? Как ? Н А Д О П Р О В Е Р Я Т Ь безударные а,о,и,е,я в корне подбирать однокоренные слова или изменять форму слова с ударным проверяемым гласным
Слайд 8
Алгоритм Прочитать слово Поставить ударение Определить место безудар ной гласной Подобрать проверочное слово
Слайд 9
М_ЛИНА Р_ДЫ М_Л_КО Д_ЖДИ ЯБЛ_КО П_НЁК М_РКОВЬ З_МЛЯ Словарная работа
Слайд 10
ПРОВЕРКА м а лина ябл о ко м о рковь м о л о ко з е мля д о жди п е нёк р я ды
Слайд 11
Работа в парах Вставьте безударную гласную, подберите проверочное слово и подчеркните способ проверки.
Проверяемое Проверочное Подчеркните способ проверки л … сты Ф. б … лезнь Ф. сл … вечко Ф.
Нет) Какие это будут буквы? (И, Е) Почему? (Надо сделать проверку этих слов) В первом случае пишется И, проверочное слово – слижет, лижет. Во втором будет Е потому, что проверочное слово – лезть.
(Выделим корень, поставим ударенье, подчеркнём безударную гласную).
2 слайд
Проверка.
– Молодцы!
– В какой части слова они находятся? (в корне)
– Как называется такая орфограмма? (проверяемая безударная гласная в корне слова)
– Какие ещё буквы в слабой позиции требуют
проверки? (А, о, и, е, я)
3 слайд
Прочитаем хором!
Опасных гласных всего 5,
Их я и буду проверять.
Не спеши! А, О, И, Е, Я-
Не проверил – не пиши!
4 слайд
Какова же тема урока? (Тема: Правописание слов с безударными
гласными в корне.)
Цель нашего урока: (Проверять безударные гласные в корне)
3.
Под его ногами заскрипели (скрип) полы.
✓ Мы посидели (си́дя) в кафе. От горя матери поседели (сед).
✓ Он залезал (лезть) на стул и читал стихи.
Собака зализала (ли́жет).
✓ В деревне белье полоскали (поло́щет) в реке. Он поласкал (ла́ска) малыша, и тот заснул.
✓ Студенты проживали (жить) в общежитии.
Кузьмич прожевал (жёванный) корку и запил водой.
✓ Я его слепила (ле́пка) из того, что было. Пельмени без масла слипались (ли́пкий) в тарелке.
✓ Гребные (грёб) суда — это военные корабли с веслами.
А как узнать, какую букву в корне слова следует написать в безударном положении?
Чтобы правильно написать безударные гласные в корне, следует подыскать проверочное слово, в котором сомнительный гласный окажется в сильной фонетической позиции — под ударением.
Понаблюдаем:
Подобрать другую форму этого же словаПодобрать родственные слова1. Один – многорека – ре́ки1. Большой – маленькийтропа – тро́пка2.
Много – одинколосья – ко́лос2.
Работа с текстом.
-Ребята, а кто из вас был в деревне? Вы любите там бывать? Почему нам так нравится бывать в деревне? Я очень любила в детстве бывать в деревне, потому что там есть возможность общаться с домашними животными.
-У вас на парте лежит листок с текстом про забавного котенка, прочитайте его.
На столе стояла чашка с топлёным молоком. Котёнку очень захотелось слизать с него пеночку. Только прыгнул Пушок на стол – вошла хозяйка.
Пришлось шалунишке слезать со стола, так и не полакомившись.
– найдите слова, которые звучат одинаково. Обратите внимание, а написаны они одинаково? Почему? Вы видите, иногда необходимо знать лексическое значение слова, чтобы правильно его написать.
– Выпишите их и подберите к ним проверочные слова.
Слизать – лижет, слезать- слезть.
Гимнастика для глаз
7.
5 слайд
– Что изображено на слайде?
Дв..ры (Дворы)
– Почему в этом слове пропущена буква? (Это безударная гласная)
– Как это доказать? (Поставить ударение)
– В какой части слова безударный звук? (В корне) Выделите пожалуйста.
– Подходит нам это слово для исследования? (Да)
– Тогда поработаем над способами проверки.
– Как изменится слово в единственном числе? (Двор)
– Это новое слово или форма того же слова? (Форма того же слова)
– Назовите другие формы этого слова (дворами, двором, ко двору)
– Молодцы! Есть ли среди данных форм слово, где
О находится в сильной позиции? (Двор)
– Каким оно будет являться по отношению к другим формам? (Проверочным)
Какой вывод сделаем? Как проверить безударный
гласный в корне слова?( Вывод: Изменить слово так, чтобы безударный
стал ударным.
Он хорошо знал грибные (гриб) места.
✓ Примерять (ме́рка) платье в магазине. Он подошел, чтобы примирить (мир) друзей.
✓ На корабле была стерильная чистота (чи́сто). Частота (ча́сто) вращения измеряется в об/с.
✓ Лебедь ударился оземь (зе́мли) и превратился в прекрасную де́вицу. Озимь (ози́мые) укрылась пушистым снегом.
Тест по теме
Пройдите тест по данной теме и убедитесь, что хорошо ее усвоили.
Например, к слову, обозначающему действие, подберем однокоренное слово с предметным значением.
К существительному подберем однокоренное прилагательное:
От существительного с безударной гласной в корне образуем однокоренное слово с оценочным суффиксом:
А как изменить форму слова? Для этого существует несколько способов.
1. У имён существительных изменим число.
–
Ребята, я предлагаю сегодня все задания делать на скорую руку. Кто со мной согласен?
– Объясните смысл этого выражения.
(Быстро, небрежно, торопливо).
– Можно так работать на уроке?
– А как же вы будете работать? (Сосредоточенно, старательно, вдумчиво).
4. Актуализация опорных знаний.
А) Следующее задание «Вставь букву»
-посмотрите на эти слова: д.рога, к.пуста, л.пата, с.бака, яг.да, ябл.ня
– что общего в этих словах? (Правильно, они словарные) Что это означает? Давайте вспомним написание этих слов.
Если слово с безударной гласной в корне имеет форму единственного числа, то в её проверке часто помогает форма множественного числа.
И наоборот, форму множественного числа существительного преобразуем в форму единственного числа.
Для проверки безударной гласной в падежной форме существительного возвращаемся к его начальной форме:
У некоторых трёхсложных существительных и прилагательных ударным является окончание. Оба гласных корня слышатся неясно.
едро́вый → ке́др, зелёный → зе́лень, небе́сный → не́бо.
✓ Ведёт → вёл, лете́ть → полёт, везёт → вёз, пчела́ → пчёлы, весло́ → вёсла, село́ → сёла.
Если в слове две безударные гласные, то проверять их нужно, подбирая два проверочных слова.
✓ Берега́ → бе́рег / левобере́жный, голода́ть → го́лод / голо́дный, вечера́ → ве́чер / вече́рний.
Есть пары слов, корни которых звучат одинаково из-за безударного гласного, а пишутся по-разному.