В детских садах главный отчет воспитателя — это отчет о проделанной работе за год. Разбираемся с нашим методистом, зачем он нужен и как его правильно написать.
Отчет нужен заведующей, проверяющим службам и самому воспитателю — причем по разным причинам.
Для заведующей отчет станет аргументом при начислении стимулирующих выплат и дополнительному обучению сотрудника. Проверяющие службы из отчета узнают, насколько деятельность педагога соответствует ФГОС и закону «Об образовании». Сам педагог сможет зафиксировать в отчете лучшие практики и затем использовать их в следующие годы. Также отчет пригодится ему для прохождения аттестации.
Каждая дошкольная образовательная организация сама разрабатывает примерную форму отчета, которой затем пользуются все воспитатели. Поэтому в разных садах структура отчета может отличаться, но чаще всего она состоит из таких разделов:
общая характеристика группы,
цели и задачи работы на год,
краткая характеристика мероприятий,
результаты участия детей в конкурсах,
работа с родителями,
работа по обновлению развивающей среды,
результаты освоения образовательной программы,
самообучение и саморазвитие педагога,
цели на будущий год.
Возьмем за основу шаблон отчета, разработанный в Ставропольском детском саду и попробуем понять, как заполнять каждый пункт.
Общая характеристика группы. Здесь нужно указать сколько в группу ходит ребят, их возраст и пол. Также нужно в общем рассказать о том, как дети развивались, изучали материал, адаптировались к детскому саду и группе. Обычно это рассказывается в несколькими общими фразами. Например: 1 старшая группа детского сада — количество 23 человека, из них 13 девочек и 10 мальчиков. В целом группу характеризует благоприятная эмоциональная обстановка, дети добры, проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности — игре, общении, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.
Если у некоторых детей были трудности в адаптации, можно о об этом кратко упомянуть.
Площадка в детском саду по СанПиН и ФГОС
Цели и задачи на текущий год. В этом разделе нужно перечислить задачи, поставленные на год в плане дошкольной организации: рассказать, что нужно было сделать по воспитательной работе, образовательной, работе с родителями и так далее. Также перечисляют направления, по которым проводили занятия с детьми, фиксируют медицинские и педагогические обследования воспитанников. Если были использованы новые формы работы, об этом также рассказывают.
Краткая характеристика мероприятий. Воспитатель рассказывает сколько он провел мероприятий в группе, по каким направлениям, перечисляет их, возможно, рассказывает о задачах каждого.
Результаты участия детей в конкурсах. Воспитатель перечисляет все конкурсы, в которых участвовали дети, а также рассказывает о реализованных проектах. Важно указывать уровень проекта и конкурса, указывать название, кратко описывать содержание и фиксировать результат участия. Например: Ваня Петров вместе с родителями участвовал в региональном конкурсе «Почемучка», они провели эксперимент и сняли ролик на тему «Вулкан своими руками», получили сертификат участника.
Работа с родителями. Воспитатель перечисляет мероприятия, проведенные при помощи родителей, и мероприятия, организованные специально для них. Также важно упомянуть мероприятия, в которых родители участвовали вместе с детьми. Если были проблемы в коммуникации, также важно рассказать об этом. Также к этому разделу можно приложить отзывы родителей.
Работа по обновлению развивающей среды. Здесь воспитатель рассказывает о том, как он работал с развивающей средой: какие игрушки удалось заменить, какие пособия и оборудование смогли купить или сделать, чем это поможет в развитии детей. Также важно рассказать, к каким результатам уже привело обновление среды, зафиксировать, помогает ли она развиваться по всех направлениям.
Результаты освоения образовательной программы. Здесь воспитатель перечисляет все направления, по которым развивались дети, и оценивает уровень их развития. Проще всего сделать это в виде таблицы.
Образовательная область
Тематический модель
Уровень освоения программы на начало года
Уровень освоения программы на конец года
Физическое развитие
Здоровье
Высокий — X детей
Средний — Y детей
Низкий — Z детей
Высокий — X детей
Средний — Y детей
Низкий — Z детей
Физическая культура
Высокий — X детей
Средний — Y детей
Низкий — Z детей
Высокий — X детей
Средний — Y детей
Низкий — Z детей
В таблице представлены данные по одному направлению, но нужно заполнить по каждому. Также важно объяснить, как определялись границы каждого уровня и как проводилась диагностика.
Самообразование педагога. Здесь педагог рассказывает о курсах, которые он посетил, целях по развитию, которые ставил перед собой. Важно рассказать о мероприятия методического объединения, которые он посетил или организовал. Также важно рассказать о трансляции опыта на разных уровнях: вебинары, пособия, книги и так далее.
Планы на следующий год. Здесь педагог рассказывает, как он будет строить работу в каждой образовательной области. Не нужно расписывать все мероприятия, это невозможно, но важно обозначить основные направления. Например: планируем проводить организационные мероприятия для родителей и увеличить участие родителей в проектах. Для этого необходимо провести внутренний конкурс юных ученых и предложить участвовать всем родителям.