Как самостоятельно крепить вагонку на стены в квартире и в бане, используя обрешетку и 4 способа без обрешетки: фото- и видеоинструкции
Вагонка является интересным видом декоративной облицовки стен, сочетающим экологичность, уют и изысканность. Несмотря на появление новых материалов, она остаётся востребованной, хотя и несколько устаревшей отделкой помещений. Стандартная ширина панелей 8-10 см, длина — 1,5 м. При небольшом навыке монтаж вагонки выполняется быстро, так как ламели оснащены удобным способом соединения шип-паз.
В качестве отделочного материала востребованы все известные виды вагонки — деревянная, пластиковая, металлическая. Тип материала влияет на свойства отделки и сферу применения. Тем не менее есть ряд общих положительных качеств, благодаря которым вагонка успешно конкурирует с более престижными видами облицовки стен. К ним относятся:
Если принято решение в пользу вагонки, важно учесть и недостатки этого материала:
В продаже есть разновидности с разным поперечным сечением. Говоря о вагонке, обычно подразумевают стандартные деревянные панели с системой соединения шип-паз.
Евровагонка — это один из видов панелей, имеющий более сложный профиль. Конструкция отличается более глубоким пазом и высоким гребнем. Это обеспечивает преимущество в прочности и долговечности по сравнению с другими видами облицовки.
Качество евровагонки выше, чем у других разновидностей.
При ее производстве применяются передовые методы обработки и сушки, она обладает более красивой лицевой поверхностью, поэтому применяется для отделки внутренних помещений.
Данный отделочный материал классифицируют по нескольким параметрам. По виду материала вагонка бывает деревянная, пластиковая, металлическая. Деревянные панели делятся на группы по породе дерева, металлические — по виду металла.
По типу поперечного сечения вагонка бывает:
По виду обработки вагонка делится на классы:
Качественная деревянная вагонка обладает множеством достоинств — экологичностью, длительным сроком службы, необыкновенно приятным внешним видом и древесным ароматом, естественной окраской.
В ценовом отношении деревянная вагонка относится к дорогим видам отделки, что обусловлено сложностью производства. Исходным сырьем является обрезная доска, которая просушивается по специальной технологии. Далее выполняются пропилы для соединения отдельных досок в единое покрытие и тщательная шлифовка поверхности.
Деревянная вагонка производится из лиственных и хвойных пород дерева:
Изделия из пластика экономически выгоднее, чем вагонка из натурального дерева. Пластиковая вагонка подходит для внутренней и наружной отделки. Она хорошо переносит повышенную влажность и умеренные ударные нагрузки.
Несмотря на искусственное происхождение, материал безопасен для здоровья и разрешён к использованию в жилых помещениях.
Для внешней отделки выпускают панели из специального морозостойкого пластика.
Плюс данного материала — широкий выбор цветовых решений, имитирующих натуральную древесину и другие природные материалы. Для современного интерьера производится монохромная вагонка спокойных и ярких цветов, есть многоцветные варианты с принтами и узорами.
Отделка из пластика имеет следующие преимущества:
Вагонка из металла подходит для отделки помещений с повышенной влажностью и для наружного применения. Она изготавливается из двух видов метала — стали и алюминия. Изделия неприхотливы, не боятся огня, влажности и внешних воздействий, не склонны к деформации и быстрому разрушению, не выделяет токсичных веществ.
Металл обладает только одним слабым местом — сильно нагревается, поэтому металлическую вагонку монтируют вдали от солнца и источников тепла.
На товарных полках металлическая вагонка представлена в широком ассортименте оттенков и фактур.
Монтаж вагонки производится на клей или на каркасную систему. Для работы понадобятся следующие инструменты:
Для строительства обрешётки и закрепления плашек будут нужны материалы:
Вагонку крепят непосредственно на стены, используя специальный клей, или на обрешётку с помощью крепежа разного вида.
Клеевой способ можно реализовать только на ровных стенах, так как, благодаря хорошей жесткости, вагонка может оторваться на впадинах и буграх.
Для посадки на клей лучше выбирать гибкие доски небольшой толщины.
Чаще выполняется крепление вагонки на обрешётку с использованием гвоздей кляймеров, саморезов, скоб. Все способы крепления вагонки имеют свои особенности и преимущества. Выбор делают по личным предпочтениям — аккуратности внешнего вида, скорости установки, возможности демонтажа.
Между собой плашки соединяются по технологии шип в паз. Доски должны быть плотно пригнаны друг к другу, чтобы покрытие получилось ровным, без щелей и перекосов.
Кляймеры или кляммеры представляют собой металлические фиксаторы в виде скобы с несколькими отверстиями. Данный крепёж позволяет сохранить целостность панелей и оставить возможность их вторичного использования.
Как крепить вагонку кляммерами? В паз каждой плашки вставляют язычок кляммера, а через отверстия по краю производят соединение с каркасом. Таким образом древесина не будет повреждена и на внешней поверхности не останется следов крепления. Кляммеры отличаются по форме и размеру, но критерием для выбора является высота язычка. Этот параметр должен соответствовать толщине вагонки, так как от него зависит надежность крепления.
Саморезы являются удобным средством крепежа. В отличие от гвоздей они мягко входят в материал, что исключает раскалывание досок. Предварительно в местах креплений просверливают отверстия меньшего диаметра, чем толщина самореза.
Применяется сквозной и скрытый вид крепления. В первом случае крепежный элемент проходит через всю доску в месте ее пересечения со стойкой обрешетки. Это обеспечивает надежное и долговечное соединение, но место крепления остаётся хорошо заметным.
Такое сквозное покрытие малоэстетично, поэтому сквозное крепление применяется при монтаже первой и последней доски с последующей установкой плинтуса, прикрывающего шляпки саморезов.
При скрытом типе крепления саморезы вкручивают в шипы панели, после чего устанавливают следующий элемент вагонки. Рекомендуется использовать саморезы 5-6 см с маленькой шляпкой. Отверстие надо просверлить под углом 45 градусов. При скрытом способе крепления получается аккуратное целое покрытие без следов монтажа.
Использование степпера значительно ускоряет процесс монтажа. Крепежным элементом являются скобы, которые вбивают в древесину аналогично саморезам и гвоздям. Монтировать вагонку надо достаточно мощным степлером, способный пробить твердые доски.
Гвозди — это самый доступный и простой метиз, но при работе с вагонкой они используются редко, так как могут расколоть доску. Если принято решение закрепить вагонку гвоздями, следует покупать материал с запасом на случай брака.
Важно знать, какими гвоздями прибивать вагонку. Мастера используют гвозди маленького размера 5-6 см. Вбивают через каждые 25-30 см под углом 45 градусов. Шляпку надо хорошо утопить в дерево с помощью тупого добойника.
Доски можно располагать по-разному, учитывая особенности помещения. Выбор направления монтажа позволяет улучшить восприятие комнаты — изменить пропорции, визуально поднять потолок или раздвинуть стены. Чаще всего вагонку размещают вертикально или горизонтально. Диагональное расположение используют с декоративными целями, но этот способ труднее в реализации. Иногда применяют сочетание разных направлений, оформляя стену выкладкой оригинального узора.
Вагонка, вертикально расположенная, даёт заметный визуальный эффект в комнатах с низким потолком.
Помещение зрительно приподнимается и становится более уютным. Работу начинают с любого угла, используя предпочтительный вид крепежа. Каждая доска выравнивается строительным уровнем и прибивается к каркасу. Через каждые 5-10 рядов рекомендуется проверять ровность плоскости. Последнюю доску обрезают и прикрепляют саморезами.
Горизонтальная вагонка – самый распространенный вариант, который имеет много достоинств. Он подчеркивает дизайн, улучшает восприятие непропорциональных комнат, увеличивая помещение в ширину, уменьшает высоту потолков. Монтаж вагонки горизонтально начинают от потолка и рядами спускаются вниз. При укладке в бане доски размещают шипом вверх. Это улучшает циркуляцию воздуха и позволяет не застаиваться воде и конденсату.
Вагонку рекомендуют крепить на обрешетку. Такое решение незначительно уменьшает площадь помещения, но позволяет добиться более качественного и долговечного результата. Наличие каркаса снижает требования к подготовке стен, дает возможность скрыть коммуникации, уложить теплоизоляционный материал.
Крепить вагонку к стене с помощью клея можно только на идеально ровные стены в помещениях со стабильным, нормальным микроклиматом.
Перед монтажом стены, обрешетку и панели надо обработать антисептическим составом. Распакованную вагонку полезно выдержать в помещении в течение 1-2 дней для обретения такого же уровня влажности, как в помещении.
Монтаж вагонки можно проводить в отапливаемом помещении с температурой воздуха не ниже 5 градусов тепла.
Как правильно выбрать вагонку:
Чаще всего для устройства обрешетки под деревянную вагонку используют деревяннные рейки. Для пластика и металла каркас делают металлическим. Такой подход обусловлен способностью дерева реагировать на степень влажности в отличие от металла. Если установить деревянные плашки на металлопрофиль, то при изменении микроклимата может произойти деформация вагонки.
Подсчёт необходимого количества материала производится после принятия окончательного решения о способе крепления и направлении укладки.
Простой геометрический расчёт площади стен даст только приблизительное представление о необходимом объёме вагонки. Следует учесть такие параметры, как длину и ширину ламелей, размеры оконных и дверных проёмов, высоту потолков.
Необходимо сделать запас 10-15 % на отходы, брак и ошибки монтажа евровагонки.
Устройство обрешетки производится стандартным образом. Задача состоит в построении каркаса, прикрепленного к стене. Его собирают из деревянных реек сечением 20х30 мм. Расстояние между направляющими должно быть 40-60 см. Обрешетку фиксируют саморезами и дюбель-гвоздями, регулярно проверяя точность установки строительным уровнем.
Основной вопрос, который необходимо решить до установки обрешетки, — направление укладки досок. В зависимости от горизонтального или вертикального расположения ламелей будет выполняться фиксация направляющих.
Сооружение обрешетки предоставляет возможность выполнить дополнительную звуко и теплоизоляцию. Свободное место между стеной и вагонкой заполняют утеплителем соответствующей толщины. Предварительно на рейки крепят полиэтиленовую плёнку или рубероид, которые будут служить пароизоляционным материалом. Ещё один слой пароизоляции укладывают на утеплитель.
Перед монтажом надо решить вопрос, как крепить евровагонку. Выбор метизов повлияет на качество внешней поверхности и возможность замены отдельных плашек при их повреждении.
Собирать облицовку, кроме крепления первой и последней доски, надо по единой инструкции:
Правильная установка стартовой доски влияет на последующий ход работ. Именно первая доска должна быть прикреплена по идеальной горизонтальной или вертикальной линии, для чего применяют соответственно строительный уровень или отвес.
Вне зависимости от направления укладки стартовую доску прикрепляют саморезами по сквозной технологии. Важно правильно прибивать вагонку:
Последнюю доску также надо прикрепить саморезами. При сквозном креплении на поверхности будут видны повреждения, но в данном случае они не повлияют на красоту покрытия. Край последней доски прикрывают плинтусом или декоративным уголком.
Для маскировки шляпок самореза можно использовать шпаклевку в тон вагонка. Заметные отверстия замазывают и тщательно шлифуют после высыхания.
Первый опыт может быть неудачным, при укладке часто допускаются типичные ошибки, которые с течением времени провоцируют появление внешних дефектов.
Специалисты рекомендуют обратить внимание на следующие моменты:
В целом, технология монтажа доступна любому человеку, но для качественного результата крепление евровагонки необходимо выполнять после консультации у опытного мастера.