Различают территориальное и дипломатическое убежище.
Территориальное убежище — это предоставление убежища преследуемому лицу на территории государства.
Дипломатическое убежище — это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного государства. Институт дипломатического убежища действует главным образом в странах Латинской Америки.
Институт убежища межотраслевой: его нормы зафиксированы и дипломатическом праве, и в международном гуманитарном праве. Нормы о праве убежища — преимущественно обычные нормы международного права. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. Однако универсальная конвенция о праве территориального убежища заключена не была.
В состав государственной территории входит суша с ее недрами (сухопутная территория в пределах границ государства) и водная территория (внутренние воды и территориальное море государства). Воздушное пространство, проходящее по периметру границ государства, является его воздушной территорией.
Недра, находящиеся под территорией государства принадлежат этому государству и могут разрабатываться им на технически доступных глубинах при соблюдении требований, связанных с необходимостью сохранения окружающей среды.
Сухопутное пространство государственной территории может состоять из отдельного земного массива, может быть разделено водным пространством (островные государства) либо территорией другого государства (территориальные анклавы).
Вне зависимости от географического расположения все части государственной территории с точки зрения международного права составляют единую территорию государства, находящуюся под его суверенитетом.
К водной территории государства согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся морские воды, расположенные в сторону от берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря (включая воды государств-архипелагов), воды внутренних морей, морских портов, заливов, берега которых принадлежат одному государству, и, если их ширина не превышает 24 морских миль, воды исторических заливов, гаваней и бухт, озера, каналы, реки и воды территориального моря.
Воздушная территория государства включает в себя воздушные пространства над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем государства.
Третий вид вооруженных конфликтов -немеждународные вооруженные конфликты (внутренние вооруженные конфликты, гражданские и национально-освободительные войны), происходящие в пределах одного государства. Основой выделения данного вида вооруженных конфликтов является государственная граница.
Начатые государством военные действия означают начало состояния войны для участвующих в конфликте государств и обусловливаются необходимостью соблюдения норм международного права.
Гаагская конвенция об открытии военных действий 1907 г. предусматривает, что начало войны предполагает:
а) предварительное и недвусмысленное предупреждение о начале войны;
б) объявление ультиматума, не выполнение которого приведет к началу войны.
Под театром войны понимается пространственная сфера, в пределах которой происходит вооруженный конфликт, т.е.
Убежище, которое предоставляется государствами в соответствии с нормами Декларации о территориальном убежище, называется “политическим убежищем” или “территориальным убежищем”. Оно предоставляется государством в силу своего суверенитета.
Лицу, ищущему убежище, не может быть отказано в разрешении перехода границы, оно не может быть выслано в страну, где возможна угроза преследования. Исключения допустимы по соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения.
Декларация о территориальном убежище перечисляет и случаи недопустимости предоставления убежища. К таковым относятся преследование лица за совершение неполитического преступления или за совершение деяния, противоречащего целям и принципам ООН.
3) астрономическая граница – это граница, устанавливаемая по определенному меридиану или параллели географической сетки.
На практике обычно встречаются комбинированные границы, которые в зависимости от участка местности могут устанавливаться орографически, геометрически или астрономически.
Границы между государствами устанавливаются на основании международного договора путем делимитации и демаркации границы.
Делимитация государственной границы – это определение положения и направления государственной границы по соглашению между сопредельными государствами, зафиксированное в международном договоре и графически изображенное на прилагаемых к договору листах топографической карты.
Демаркация государственной границы – это обозначение государственной границы на местности путем установления специальных пограничных знаков, столбов и т.
При цессии происходит обмен равноценными участками государственной территории. Например, в 1954 г. Советский Союз и Иран совершили обмен государственными территориями в районе советско-иранской границы.
Правовой статус и виды государственных границ
Государственная граница – это линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющая территорию одного государства от территории другого государства.
В международном праве в соответствии с тремя средами выделяют следующие виды границ:
1) сухопутная граница,
2) водная граница,
3) воздушная граница.
По соглашению между государствами, как правило, устанавливаются сухопутные и водные границы.
Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.
Правовой режим государственной территории
Государственной территорией является пространство, находящееся под суверенитетом определенного государства, т. е. пространство, на котором реализуются исключительные и суверенные права государства, его верховенство.
Это расположенное в пределах государственных границ сухопутное и водное пространство, воздушное пространство над ними до границы с космосом, недра под сухопутным и водным пространством.
Сухопутное пространство составляет суша и ее недра в пределах государственных границ, острова, анклавы. Сушей Республики Беларусь является вся сухопутная территория в пределах государства.
Позже, в 1951 г., на ее базе начало свою работу Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).
Международно-правовой статус беженцев регулируется Конвенцией о статусе беженцев (1951 г.), протоколами, касающимися статуса беженцев 1967 г. и другими документами; а также внутригосударственным законодательными актами. Конвенция 1951 г., подготовленная по рекомендации Комиссии ООН по правам человека, представляет собой имеющий обязательную силу договор, участниками которого являются 139 государств.
Документ дает определение термина «беженец», устанавливает правовой статус беженцев, их права и обязанности, запрещает высылку и принудительное возвращение лиц, имеющих статус беженцев.
В 1995 г. в Республике Беларусь был принят Закон Республики Беларусь «О беженцах», а в 1999 г.
Конституции Республика Беларусь ставит своей целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство нейтральным.
Понятие территории государства дается и в международных конвенциях. Например, Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.
под территорией государства понимает сухопутные территории и прилегающие к ним территориальные воды, находящиеся под суверенитетом, сюзеренитетом, протекторатом или мандатом данного государства, а также признает, что каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией.
Государственная территория должна использоваться таким образом, чтобы это использование не наносило ущерба другим государствам.