Что следует знать о программе «Доступная среда»
Государственная программа «Доступная среда» берет свое начало в 2011 году, после присоединения России к конвенции ООН «О правах инвалидов». В результате работ колоссального масштаба, проведенных в структуре нормативно-правового законодательства РФ, было переработано большое количество документов на международном, федеральном и региональном уровнях. В настоящее время система нормативно-правовых актов по организации доступной среды для всех категорий МГН (маломобильная группа населения) довольно обширна.
Важно понимать, что организация доступной среды представляет собой целый комплекс мероприятий. При этом необходимо учитывать потребности всех людей, входящих в маломобильную группу населения (МГН) уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространстве универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.
Маломобильные группы населения (МГН) — это не только люди с ограниченными возможностями здоровья, но и пожилые люди, беременные женщины, родители с детьми в колясках, сами дети до 7 лет, а также те граждане, которые получили травмы конечностей или имеют в руках тяжелую поклажу. Поэтому все мы в определенный период жизни можем стать маломобильной категорией населения, ведь никто не застрахован от переломов, нарушений функции зрения или наступления старости.
Основополагающими задачами государственной программы «Доступная среда» являются:
Руководствуясь Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, программа «Доступная среда» реализует на практике основные цели устойчивого развития мирового общества. Эти цели направлены на общее развитие всех стран мира и каждого государства в отдельности.
Показатель 1: “Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов”.
Показатель 2: “Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов”.
Показатель 3: “Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации”.
Показатель 4: “Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)”.
Показатель 5: “Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)”.
Показатель 6: “Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации”.
2011 – 2025 годы, в том числе:I этап2011 – 2012 годы;II этап2013 – 2015 годы;III этап2016 – 2018 годы;IV этап2019 – 2020 годы;V этап2021 – 2025 годы
Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 702312949,4 тыс. рублей, в том числе:
на 2011 год33 003 378 тыс. рублей;на 2012 год30 025 336,3 тыс. рублей;на 2013 год33 331 917,2 тыс. рублей;на 2014 год35 589 924,4 тыс. рублей;на 2015 год41 087 160,8 тыс. рублей;на 2016 год38 553 312,2 тыс. рублей;на 2017 год47 448 769,1 тыс. рублей;на 2018 год50 794 059,5 тыс. рублей;на 2019 год53 799 240 тыс. рублей;на 2020 год54 567 225,4 тыс. рублей;на 2021 год55 663 225,3 тыс. рублей;на 2022 год56 289 725,3 тыс. рублей;на 2023 год56 933 225,3 тыс. рублей;на 2024 год57 613 225,3 тыс. рублей;на 2025 год57 613 225,3 тыс. рублей
Из них:
на 2011 год33 003 378 тыс. рублей;на 2012 год30 025 336,3 тыс. рублей;на 2013 год33 331 917,2 тыс. рублей;на 2014 год35 589 924,4 тыс. рублей;на 2015 год41 087 160,8 тыс. рублей;на 2016 год38 553 312,2 тыс. рублей;на 2017 год47 448 769,1 тыс. рублей;на 2018 год50 794 059,5 тыс. рублей;на 2019 год53 799 240 тыс. рублей;на 2020 год54 567 225,4 тыс. рублей;на 2021 год55 663 225,3 тыс. рублей;на 2022 год56 289 725,3 тыс. рублей;на 2023 год56 933 225,3 тыс. рублей;на 2024 год57 613 225,3 тыс. рублей;на 2025 год57 613 225,3 тыс. рублей
на 2014 год8 999 525,8 тыс. рублей;на 2015 год11 082 759,1 тыс. рублей;на 2016 год15 365 896,3 тыс. рублей;на 2017 год24 125 126,2 тыс. рублей;на 2018 год26 474 603,6 тыс. рублей;на 2019 год28 826 799,3 тыс. рублей;на 2020 год28 826 799,3 тыс. рублей;на 2021 год28 826 799,3 тыс. рублей;на 2022 год29 253 299,3 тыс. рублей;на 2023 год29 896 799,3 тыс. рублей;на 2024 год30 576 799,3 тыс. рублей;на 2025 год30 576 799,3 тыс. рублей
Организация доступного пространства, в котором каждый член общества, даже со значительными ограничениями по здоровью, может самостоятельно посетить любое учреждение фармацевтического и медицинского назначения, считается залогом хорошего здоровья и благополучия всего общества.
Принимая во внимание практику инклюзивного образования как взрослых, так и детей, независимо от физических и психических особенностей, программа «Доступная среда» реализует принцип равных возможностей.
Улучшение качества жизни маломобильного населения тесно связано с процессами динамичного развития инфраструктуры города и страны. С каждым годом процесс индустриализации ускоряется, а прогрессивное развитие инноваций позволяет людям с инвалидностью пользоваться различными видами устройств, которые не только помогают упростить жизнь, но и делают возможным адаптацию любого объекта, обеспечивая безопасность и комфорт.
Программа «Доступная среда» стремится устранить барьеры во взаимоотношениях между людьми и создать условия, необходимые для интеграции людей с ограниченной мобильностью в общество. Активное участие в приоритетных сферах жизнедеятельности общества повысит уровень жизни людей с особыми потребностями.
Принимая во внимание обширную нормативно-правовую базу, которую охватывает государственная программа, обеспечивается устойчивость как городов, так и населенных пунктов. Данная устойчивость тесно связана с возможностью обеспечения безопасности и удобства всех жителей города или населенного пункта.
Федеральная программа «Доступная среда» на данный момент продлена до 2025 года, в ее поддержку по всей России создаются общественные движения, некоммерческие организации и просто неравнодушные люди создают сообщества, в которые входят эксперты по организации доступной среды, люди с инвалидностью, волонтеры и многие другие. Все вместе они хотят создать по-настоящему безбарьерное пространство в своих городах, а главное предотвратить ошибки при его создании. Ведь на текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса – это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и норм. Федеральная программа поддерживается и большим перечнем нормативных документов, среди которых и принятая в 2020 году новая Конституция РФ, в которой так же прописано понятие «доступной среды».
Создавая доступную среду, вы выполняете требования не только Конституции РФ, но и ряда следующих документов:
Список базовых документов, на которые нужно опираться при создании безбарьерного пространства для людей, имеющих инвалидность:
Несоблюдение норм приводит к травмам!
Отсутствие надлежащего доступа к тому или иному объекту может повлечь за собой нанесение вреда здоровью человека с инвалидностью различной степени тяжести.
Например, неправильный угол наклона пандуса входной группы, особенно в дождливую погоду или в мороз, может спровоцировать падение с кресла-коляски человека, попытавшегося забраться на него без посторонней помощи.
Или, незрячий человек может упасть при спуске со ступеней лестничного марша из-за отсутствующей тактильной разметки, которая обязательно должна обеспечивать безопасный путь перемещения на социально-значимом объекте.
ВНИМАНИЕ — УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!
Неумышленное причинение вреда здоровью рассматривается как преступление, и лица, осуществляющие профессиональную деятельность, которая стала причиной нанесения ущерба, могут понести наказание вплоть до 4 лет лишения свободы.
Кто несет ответственность?
Ответственность за нанесение вреда здоровью человеку с ограниченными возможностями несет собственник или арендатор объекта социальной, инженерной или транспортной инфраструктуры, а также руководитель государственного или муниципального учреждения.
«Доступная среда» — безопасность, доступность, комфорт
Давайте вместе формировать безбарьерное пространство для комфортной жизни, труда и учебы всех жителей нашей страны, не нарушая норм и правил, призванных помогать в реализации данной программы!
Представьте, как может преобразиться наша жизнь в городе, если каждый владелец помещения, предоставляющего услуги населению, позаботиться о том, чтобы организовать пространство, которое позволит самостоятельно посещать заведение людям с инвалидностью и другим категориям МГН.
Жизнь в городе станет намного проще, если в нем будет безопасно и комфортно всем!