Они оговорены статьей 19 ФЗ №426.
ВАЖНО! К СОУТ рекомендуется подготовиться.
В частности, это:
То есть, основанием для СОУТ является появление каких-либо новых обстоятельств.
Итоги спецоценки нужны работодателю для следующих целей:
Результаты спецоценки имеют принципиальное значение для работодателя.
Спецоценка проводится совместно.
Так как типового образца законодательством не установлено, при составлении акта целесообразно пользоваться положениями Закона № 426-ФЗ.
Структура положения может выглядеть таким образом:
Какую именно информацию следует включить в описываемый локальный акт? Если отталкиваться от норм Закона № 426-ФЗ, то содержание разделов документа будет следующим:
Утвердить график проведения мероприятий по проведению специальной оценки условий труда (Приложение № 2).
3. Председателю:
3.1. Организовать работу по проведению специальной оценки условий труда в период с 03.02.2020 по 02.03.2020 в соответствии с требованиями законодательства.
3.2.
Обеспечить доступ экспертов организации, привлеченной для проведения специальной оценки условий труда, к рабочим местам, предоставить им всю необходимую для корректной оценки информацию, материалы и документы, относящиеся к целям специальной оценки условий труда.
3.3. Ознакомить заинтересованных должностных лиц с порядком и сроками проведения специальной оценки условий труда.
3.4.
Предоставить мне результаты проведения специальной оценки условий труда в форме отчета до 03.03.2020 для утверждения.
4.
На его основании формируется план мер, нужных для улучшения условий труда. Кроме того, на основании класса назначается доптариф, по которому нужно уплачивать страховые взносы.
СОУТ должна осуществляться всеми работодателями.
Это обязанность и ИП, и ЮЛ. Обязанность установлена статьей 4 ФЗ №426. Оценка актуальна для всех рабочих мест за исключением мест надомных сотрудников.
Спецоценка осуществляется не реже раза в 5 лет.
Иногда назначается внеплановая СОУТ. Основания для ее осуществления содержатся в статье 17 ФЗ №426.
1.5. СОУТ подлежат все рабочие места ДОУ
1.6.
Некоторым аспектам выполнения процедуры спецоценки необходимо уделить особое внимание. Это, в частности, касается вопросов, которые в законодательстве, регламентирующем данную предметную область, прописаны только в общем виде.
Так, например, одним из них является формирование комиссии по вопросам реализации СОУТ, действующей на стороне работодателя.
Другим непростым вопросом является учет результатов проведения данной процедуры. В случае, если организация имеет ограниченный масштаб и не сталкивается с необходимостью частого проведения внеплановой спецоценки, вместо положения о СОУТ в организации можно создать более конкретный по содержанию документ.
6.2. Государственный надзор и контроль за соблюдением в ДОУ Порядка осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).
6.3. Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества СОУТ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в установленном законодательством порядке.
6.4.
Требования закона о специальной оценке условий труда, примерная структура положения
По смыслу действующего трудового законодательства СОУТ (специальная оценка условий труда) должна проводиться на всех предприятиях. Исключение составляют удаленные работники и физические лица, которые не являются предпринимателями.
Порядок проведения процедуры регулирует закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ). Этим правовым источником не установлено обязанности работодателя по изданию положения о СОУТ, однако процедура оценки достаточно сложна, поэтому в некоторых организациях рассматриваемый нами нормативный локальный акт существует.
Как уже говорилось ранее, разрабатывается положение о специальной оценке условий труда самостоятельно работодателем и, как все локальные документы, утверждается руководителем.
СОУТ проводят совместно ДОУ и организация, привлекаемая ДОУ для выполнения работ по СОУТ, на основании договора гражданско-правового характера.
1.9. Организация по проведению СОУТ – юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по СОУТ и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с ДОУ измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом 3 Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.
1.10. Организация по проведению СОУТ должна быть независимым лицом по отношению к ДОУ, на рабочих местах которого данной организацией проводится СОУТ.
1.11. Заведующий ДОУ вправе привлечь для выполнения работ по СОУТ несколько аттестующих организаций.