Каждый приказ по личному составу имеет строго определенный период действия, который начинается либо с даты официального выпуска документа, либо с того дня, который указан в его тексте.
Окончание приказа может быть связано с одним из нескольких основных факторов: его исполнением, истечением срока действия, отменой, а также вступлением в силу локальных нормативных актов, разделов трудовых или коллективных договоров, норм закона, которые существенно изменяют условия того или иного распоряжения директора фирмы.
Обычно функция по составлению кадровых приказов ложится на плечи специалиста кадрового отдела, юрисконсульта или секретаря организации (в зависимости от того в чьи должностные обязанности она вписана).
Из-за этого архивисты практикуют два варианта хранения таких приказов:
Каждый архивист выбирает тот вариант, который считает правильным. В первом случае в графе номенклатуры дел «Срок хранения и № статьи по перечню» следует указывать данные письма Росархива (см.
Пример 3, дела 03-23, 03-33).
Важно
Право обратиться в Росархив за установлением срока хранения документов, не упомянутых в Перечне 2019, есть у каждой организации.
[1] Здесь и далее – Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (утв.
Требования при оформлении строгие:
название документа;
Далее идет основная часть:
В завершение в приказе при необходимости следует обозначить ответственных за его исполнение сотрудников (это может быть любой работник предприятия или сам директор).
Оформление приказа по личному составу, также, как и его содержание, целиком и полностью отдается на откуп представителям предприятий и организаций.
В любом случае, это должен быть человек, хорошо знакомый с Трудовым и Гражданским законодательством РФ.
После составления приказ по личному составу должен быть в обязательном порядке передан по подпись руководителю предприятия, поскольку он формируется всегда от его лица.
Если на предприятии действует профсоюзная ячейка, ее представитель должен также ознакомиться с документом до его выпуска (во избежание вольного или невольного нарушения прав трудящихся).
Обоснование и основание для приказа – необходимая часть написания данного вида распорядительной документации.
Приказ всегда делается в одном экземпляре, но если надо, можно сделать его дополнительные копии (которые также следует заверить определенным образом). Сформированный приказ должен быть зарегистрирован во внутреннем журнале учета документов.
После того, как приказ, касающийся работников предприятия, официально издается, вносить в него какие-то правки и коррективы нельзя.
При необходимости изменить условия того или иного действующего распоряжения, следует для начала его отметить, а затем издать новый приказ.
Данные виды приказов всегда должны содержаться в строго определенном порядке, в отдельном, закрытом для доступа посторонних лиц месте, недалеко от личных дел работников.
На картинке образец реестра приказов по личному составу, заполненный в соответствии с требованиями кадрового делопроизводства.
Исправление ошибочных записей при регистрации выполняется в соответствии с правилами делопроизводства:
Если журнал регистрации ведется в электронном варианте, компьютерный файл с регистрационной таблицей защищают от несанкционированного доступа и правок. В остальном требования к журналу приказов аналогичны предусмотренным для бумажного формата.
Регистрация кадровых документов ведется с начала деятельности.
В статье рассмотрим действия, которые выполняются с приказами по личному составу, – от создания до уничтожения. А также ответим на вопросы, бывают ли кадровые приказы и чем они отличаются от приказов по личному составу, что такое приказ по свободной форме, сколько дел с приказами по личному составу может быть в номенклатуре дел.
Основные категории приказов организации содержатся в Перечне 2019[1].
Приказы по личному составу должны формироваться в дела и храниться отдельно от всех остальных приказов, поскольку имеют социально-правовое значение и, скорее всего, будут единственными приказами, которые примет на хранение Государственный архив Российской Федерации при ликвидации организации.
Определение документов по личному составу приведено в ст.
Р7.0.8-2013).
На практике организации ведут несколько реестров по личному составу, распоряжения разделены по срокам хранения:
При большом обороте документов такие распоряжения делят на внутренние группы с присвоением следующих индексов регистрации:
Специальной утвержденной формы журнала учета приказов по личному составу не предусмотрено.
Обязанность возлагается на работника, отвечающего за кадровую документацию (руководителя или специалиста кадрового отдела, юрисконсульта или секретаря).
Кратко о том, как вести журнал учета приказов по личному составу в электронном виде, общий порядок следующий:
Распоряжения по личному составу — юридически значимые документы.